Мария Исупова
Развитие инициативы и творчества дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГOС поиск альтернативных форм и методов работы с детьми становится актуальным для педагога дошкольного образования.
ФГOC ДО определяет дошкольника как «играющего человека». Игра – в свете ФГОC выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый способ вовлечения детей в творческую деятельность, способ стимулирования их активности.
Публикация «Развитие инициативы и творчества дошкольников посредством игровой технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и педагоги: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Изучив множество технологий, остановились на технологии В. В. Воскобовича. Проект по использованию игр реализовывался через образовательную и самостоятельную деятельность, создание развивающей среды.
Основные субьекты проекта - воспитанники старшей группы и родители.
Цель проекта: Создание педагогических условий для развития познавательного интереса, инициативы и творчества старших дошкольников посредством игровой технологии. (а в слайд задачи)
На 1 – подготовительном этапе провели анкетирование детей по сформированности познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что 25 % детей имеют низкий уровень развития. Изучили методическую литературу по данной теме. Создали центр познавательно-интеллектуального развития и наполнили его развивающими играми.
На 2 – практическом этапе составили тематический план мероприятий с использованием игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича и внедрили его в работу. Хочется остановиться на некоторых развивающих играх.
Например, играя в игру «Геоконт» дети не просто путешествуют с Малышом Гео, а выполняя задания, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолевать различные препятствия в Фиолетовом Лесу. воспитанники с удовольствием конструируют геометрические фигуры, создают узоры, образы по собственному замыслу, плетут паутинки Паука Юка. Кроме того, в игре закрепляют знания букв и цифр.
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
В игре «Квадрат Воскобовича» или вечное оригами можно фантазировать вместе с ребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так, что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Игры развивают творчество, инициативу ребенка, пространственное мышление, сенсорные способности, умение конструировать. С помощью квадрата ребята знакомятся и с геометрическими понятиями: угол, диагональ, центр, геометрическими фигурами, закрепляют навыки счета.
Игра «Игровизор» при использовании маркера, воспитанники рисуют различные геометрические фигуры и превращают их в предметы и целые сюжетные картины, пишут цифры и буквы, выполняют графические диктанты, решают примеры, играют в морской бой или крестики-нолики и выполняют множество разных интересных заданий. Пособие совершенствует три группы навыков: аналитические, творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает творить, развивая свое воображение!
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?
1. Возрастной диапазон.
Одна и та же игра интересна детям разного возраста, так как у ней есть многоступенчатые задания для детей.
2. Многофункциональность.
С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
3. Творческий потенциал.
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое- нибудь открытие.
4. Сочетание сказки и головоломки.
Вячеслав Вадимович предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумывают дети.
Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания.
Таким образом, дети незаметно становятся участником события и «проживают» веселые приключения. Легко входят в игровую ситуацию и инициируют их сами, творчески развивают сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников. Инициативность детей связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Родители принимают активное участие в изготовлении игр и пособий, в совместных мероприятиях по изучению правил игр, интересуются успехами своего ребенка.
В домашних условиях используют игры В. В. Воскобовича и отмечают, что сами с удовольствием занимаются с ребенком. С некоторыми играми могу поделиться.
На 3 – заключительном этапе провели повторную диагностику, которая показала, что 15 % детей повысили уровень развития познавательных и творческих умений.
Таким образом, игровая технология В. В. Воскобовича способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, инициативы и творчества дошкольников старшего возраста.