Наталья Решетникова
Развитие инициативы и самостоятельности старших дошкольников посредством изготовления игр-ходилок (методическая разработка)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-ходилка — одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение. Настольная игра помогает осваивать и систематизировать знания в различных областях, например, ОБЖ, ЗОЖ, ФЭМП, экология, народная культура и быт и. т. д.
В процессе игры у детей развиваются мелкая моторика, речь, ориентировка в пространстве, внимание, коммуникативные навыки и. т. д.
Публикация «Развитие инициативы и самостоятельности старших дошкольников посредством изготовления игр-ходилок (методическая разработка)» размещена в разделах
Чаще всего педагоги, работающие в детских садах, используют уже готовые игры-ходилки, приобретенные в магазине или изготовленные своими руками. Но спектр решаемых педагогических задач может быть значительно расширен, если изготовление таких игр использовать как одну из форм организации совместной со взрослым или самостоятельной деятельности детей.
Во-первых, создаются условия для развития инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, т. к. дети имеют возможность самостоятельно выбирать тему игры, материалы для ее изготовления, способы реализации собственного (группового) замысла, время для деятельности в течение дня, партнеров по деятельности.
Во-вторых, в процессе создания игры создаются условия для развития коммуникативных способностей. В процессе коммуникации дети учатся устанавливать правила игры, договариваться и работать в группе сверстников.
В-третьих, процесс задумывания и изготовления игры позволяет педагогу интегрировать содержание всех пяти образовательных областей.
В-четвертых, в процессе создания игры у детей появляется возможность проявлять свои способности (творческие, организаторские).
В-пятых, в процессе создания игры дети учатся планировать и оценивать собственную (групповую) деятельность.
Свою работу по созданию игры-ходилки я построила следующим образом.
1 этап – мотивационный. На данном этапе детям предлагается решить проблемную ситуацию: «Нам нравятся игры-ходилки, но в группе есть такие игры только по сказкам». Вместе с ребятами приходим к выводу, что можно изготовить игры-ходилки своими руками на любую интересную тему.
2 этап – организационный. На данном этапе мы вместе с детьми обсуждаем пошаговый процесс изготовления игры (см. Приложение 1) и готовим пооперационные схемы. Также на данном этапе выбираем материалы и способы изготовления игры (рисунок, аппликация, коллаж и т. д., распределяем, кто что будет делать (кто склеивает основу для игры, кто вырезает необходимые детали, кто оформляет игровое поле рисунками и т. д.).
3 этап – творческий. На данном этапе происходит непосредственно изготовление игры. Задача педагога на этом этапе – поддержка детской деятельности (помочь при необходимости, похвалить за успехи). Время для изготовления игры строго не регламентировано: дети могут часть работы выполнять во время НОД, часть – во время свободной самостоятельной деятельности. В процессе работы дети опираются на пооперационную схему, отмечая каким-либо значком достигнутый результат.
4 этап – заключительный. На данном этапе обсуждаем с детьми, что получилось, что оказалось трудным и почему, что необходимо учесть в дальнейшем.
Самую первую игру мы изготавливали с детьми коллективно, то есть одну на всю группу. В дальнейшем, когда процесс изготовления игры стал детям понятен, я предложила ребятам изготовить другие игры (по желанию) на выбранные ими темы. Теперь на организационном этапе добавилась задача выбрать партнеров по деятельности. Увеличилась доля самостоятельности детей : теперь они сами распределяли задачи в своей микрогруппе, выбирали материалы и способы реализации своего замысла, оценивали ход своей работы и вносили необходимые изменения. На заключительном этапе мы добавили презентацию своей игры-ходилки перед всей группой.
Результатом работы по изготовлению игр-ходилок можно считать проявление инициативы и самостоятельности детей в дальнейшем. Так, например, ребята стали приносить изготовленные дома игры-ходилки на разные темы. Также после небольшого обсуждения дети пришли к выводу, что можно изготавливать не только игры-ходилки, но и другие настольные игры. Через некоторое время в группе появились самостоятельно (без помощи педагога) изготовленные детьми игры : «МЕМО», «Домино».
Приложение 1
Пошаговая инструкция для изготовления игры-ходилки
(для обсуждения с детьми). Ход работы зарисовывается вместе с детьми в виде пооперационной схемы.
1. Склеивание основы. Основа может быть выполнена из 2-4 листов картона, различной формы (на выбор детей).
2. Определение маршрута: «старт», «финиш», «дорожка». Форма дорожки также может быть разной на выбор детей: в форме зигзага, змейки, спирали и т. д.
3. Определение правил: где будут находится и как будут выглядеть ходы «пропустить ход», «пройти вперед», «пройти назад», «ответить на вопрос» и т. д. Запись правил (для умеющих читать детей).
4. Подготовка необходимых деталей, размещение их на игровом поле (если игра выполняется в технике аппликации, прорисовка элементов простым карандашом (если игра выполняется в технике рисования).
5. Непосредственное оформление игрового поля (рисование «дорожки», «ходов», приклеивание деталей на основу).
6. Украшение игрового поля. Может быть выполнено в технике рисования, аппликации, коллажа из вырезок и т. д.
7. Фишки и кубик можно взять готовые или изготовить самостоятельно из различных материалов на выбор детей.