Татьяна Бочурова
Сценарий мероприятия: Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, через народную нанайскую сказку.
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение…3-4 стр.
2. Основная часть…. …5-8стр.
3. Заключение… 9 стр.
4. Список литературы… 10стр.
5. Приложение…. 11-14 стр.
Введение
Нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Сценарий мероприятия: Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, через народную нанайскую сказку,» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В современном мире мы всё чаще сталкиваемся с упадком нравственности и это находит яркое отражение в поведении наших детей.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Живя в маленьком закрытом городке, я как воспитатель часто становлюсь невольным слушателем диалогов детей и взрослых и детей между собой. Я заметила, что дети в общении с родителями ведут себя грубо, требовательно, стали более агрессивными в играх и в общении.
Еще одной причиной того, что я взяла именно эту сказку : прочитав детям несколько сказок с нравственным содержанием, остановилась на этой сказке потому, что дети отреагировали на неё очень эмоционально, по окончании сказки, где Айога превратилась в гусыню, дети задали мне вопрос: «А мы можем превратиться в гусыню?»
И именно это подтолкнуло меня обыграть эту сказку, чтобы дети пропустили через себя и почувствовали, как важно быть хорошим, добрым; не только слушать себя, но и слушать других; не только видеть себя, но и видеть других.
Помогает понять, что человек по настоящему красив, лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.
Цель: Учить детей оценивать поступки Айоги, помочь детям научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.
Задачи:
- формировать нравственные представления как эталон для различия таких качеств как добро и зло, приветливость – грубость, трудолюбие – лень;
- учить детей исправлять ошибки в поведении, преодолевая трудности;
- развивать эмоционально-волевые качества личности детей;
-развивать умение регулировать своё поведение, способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки;
- воспитывать внимательность и заботливое отношение к родным и сверстникам;
Формы работы: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Оборудование: подушка для игры «Упрямая подушка»; для терапии коробки с манкой, карточки с пиктограммами, изображение гусыни, Золушки. Кукла в нанайском национальном костюме, горох, фасоль, мисочки для перебирания круп. Для игры-драматизации: ведро, косынка; для подвижной игры: нагрудники с изображением мышей и кота, дуга для норки, «волшебные» часы.
Методы и приё мы:
Наглядные: игра-драматизация.
Словесные: беседа, диалог, пословицы.
Практические: игра «Упрямая подушка», песочная терапия, пиктограммы, звуковой эффект (крик гусыни).
Основная часть.
Дети играют, занимаются любимыми делами. На магнитной доске вывешено изображение гусыни.
Организационный момент :
Раздается крик гусыни (воспитатель включает фонограмму с голосом гусыни).
Воспитатель: Ребята, вы слышали, кто-то кричит? Давайте посмотрим.
(Подходим к магнитной доске, где висит изображение гусыни)
Воспитатель: Посмотрите, это - гусыня. Что же случилось с ней? Почему она так громко кричит?
Предположения детей. (Заболела, зовёт своих гусят.)
Воспитатель: А что бы узнать, нам надо вспомнить из какой она сказки.
Дети: Айога.
Воспитатель: А при чем здесь гусыня?
Дети: Девочка превратилась в гусыню.
Воспитатель: А как это произошло?
Дети: Грубила взрослым, была злой и ленивой.
Воспитатель: Правильно, ребята, ведь такие качества характера человека не красят.
Воспитатель: Но мы же слышали, как гусыня громко кричала, значить она поняла, что за свои плохие поступки надо расплачиваться.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь гусыне снова превратиться в девочку?
Дети: Да!
Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно помочь?
(Дети предлагают свои варианты помощи).
Воспитатель: Хорошо, я знаю, как ей помочь. У меня есть простые часы, а нам нужны волшебные часы. А что можно сделать, чтобы часы стали волшебными?
(Ответы детей : взять волшебную палочку, позвать волшебника).
Воспитатель: В каждом из вас живет маленький волшебник, вы, когда играете, то можете превращаться в любого сказочного героя, так давайте частицу вашего волшебства передадим этим часам. (дети становятся в круг, взявшись за руки, произносят слова: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем превращать»)
Посмотрите внимательно на часы, они показывают и время и поступки людей, самые плохие поступки на циферблате часов отмечены темным цветом, когда человек меняется в хорошую сторону, стрелки часов перемещаются на более светлый цвет. Часы всегда идут в одну сторону, но нам надо повернуть время назад, чтобы из гусыни Айога опять превратилась, в девочку. Значить стрелки часов мы будем переводить в обратную сторону. И я очень надеюсь, что эти волшебные часы помогут нам.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Айоге, мы должны вспомнить, как все начиналось?
Дети: Айога любовалась собой, была самодовольной, гордилась своей красотой.
Воспитатель: Я хочу вам предложить послушать небольшую сказку, про мышку-хвастунью, которая, как и Айога была самодовольной, пренебрежительно относилась к своим друзьям.
Рассказывание сказки. (Приложение №1).
Воспитатель: А теперь немножко поиграем, я выберу, кто из вас будет мышкой - хвастуньей, оленёнком, котом, а оставшиеся дети будут мышами. Проводится игр. (Приложение №2)
Воспитатель: Вот видите, что произошло с мышкой? Нельзя быть такой самодовольной.
Воспитатель: - Как вы думаете, мы можем перевести стрелки часов на более светлое поле?
Дети: да! (ребенок переводит стрелки).
Воспитатель: Ребята, а еще какой была Айога?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель вопросами и подсказками наводит на правильный ответ.
Дети: Ленивая.
Воспитатель: Но я думаю, что и в этом мы ей сможем помочь. Я знаю одну девочку из сказки, всю работу по дому она выполняла сама и никто ей не помогал. И в конце сказки, за то, что она была доброй и трудолюбивой девочкой, она вышла замуж за прекрасного принца. Как вы думаете, о ком идет речь?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказками и картинкой наводит на правильный ответ.
Дети: Золушка.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Золушке в ее работе. (Приложение№3)
Воспитатель: Мы своим делом помогли не только Золушке, но и показали Айоге, что не надо бояться трудиться, что лень не красит человека.
Воспитатель: Давайте дальше будем вспоминать сказку, какой еще была Айога?
Воспитатель: Я вам немного подскажу, когда мама попросила ее принести воды.
Дети: Айога упрямо и грубо ей отвечала.
Воспитатель: А что она ей ответила, мы сейчас обыграем.
Игра - драматизация. (Приложение№4)
После игры драматизации, предложить детям игру-тренинг «Упрямая подушка». (Приложение№5).
Воспитатель: Ну что, прогнали мы упрямки и помогли Айоге избавиться от упрямства.
Воспитатель: Можно на часах перевести стрелки на более светлое поле.
(Ребенок переводит стрелки).
Обратить внимание на гусыню.
Воспитатель: Посмотрите, гусыня не превратилась обратно в девочку, что же ей мешает?
Воспитатель: Вспомните сказку : когда мама дала лепешку соседской девочке, что произошло дальше?
Дети: Айога сильно разозлилась.
Воспитатель: Покажите, как это происходило?
Дети показывают превращение девочки в гусыню: показывают злость на лице, машут крыльями, растопыривают пальцы.
Воспитатель: Как нам помочь Айоге справиться со злостью?
Дети: Варианты ответов: Угостить лепешкой, дать добрую конфетку, пожалеть.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. (Рисование пальчиком по манке). (Приложение№6)
Пока дети заняты делом, рисунок с изображением гусыни меняется на куклу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на часы, стрелки стоят на самом светлом поле.
Воспитатель: И произошло чудо! (Показать куклу). Мы помогли Айоге снова стать девочкой.
Воспитатель: Она благодарит вас за помощь, и обещает быть доброй и приветливой девочкой.
Воспитатель: А я в заключение нашего мероприятия, хочу сказать, что нужно быть красивым не только лицом, но и своими поступками.
Воспитатель: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
(Приложение№7)
Заключение.
Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т. д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Айога- маленькая красивая девочка, в национальном костюме, Все ее восхваляли, восторгались ей, вскоре она загордилась. Она стала заниматься только собой, никого не замечала. Она стала ленивой. Ее одолевала гордыня. Она стала грубой и дерзкой по отношению к близким людям. Эта сказка учит что в каждом человеке есть недостатки, но нельзя доводить их до человеческого порока. Ведь порок уже нельзя исправить, и с этим придется жить всю жизнь.
Эта сказка учит тому, что в жизни надо знать меру, не только гордиться собой, но и не забывать об окружающих, проявлять к ним внимание и заботу, можно выразить главную мысль так: жизнь дана на добрые дела и, еще, нельзя доводить собственные пороки до абсурда.
Она учит детей быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.
В завершении данного мероприятия можно прийти к выводу, что приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.
Ведь, чем раньше мы будем прививать в детях любовь и уважение к стране, к людям, к творчеству, тем быстрее будет достигнут результат, когда мы сможем гордиться своим поколением. Детство – уникальный период становления личности.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
При использовании таких форм работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, трудовую и самостоятельную деятельность. Подведя итоги, можно с удовольствием гордится проделанной работой. Наблюдая за ребятами, можно заметить, что они очень дружные и заботливые.
Опытным путем мы доказали, что ознакомление детей с культурой разных народов (например наша сказка «Айога») можно включить во всю воспитательно–образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста :
1. игровая деятельность (дидактические и настольные игры);
2. речевое развитие (художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов);
3. изобразительная деятельность (художественные промыслы, рукоделие, национальные костюмы);
4. музыкальное воспитание (песни, заклички, попевки, праздники и развлечения);
5. физическое развитие (игры разных народов, физкультурные праздники и развлечения);
6. социальный мир (история своей страны, города, традиции);
7. театрализованная деятельность (инсценирование сказок);
8. продуктивная деятельность (изготовление украшений, атрибутов к играм праздникам).
Эта работа дает возможность нам и нашим воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов.
Список использованной литературы:
1. Позновательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. /Сост. Л. Н. Вахрушева. -М. :ТЦ Сфера,2012.-80с. (Новый детский сад с любовью).
2. Страна Добра: социализация детей 5-7лет. -М. :ТЦСфера,2012.-112 с. (Модули Программы ДОУ).
3. Интернет ресурс. /infourok.ru/konspekt-zanyatiya-dlya-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu-igradramatizaciya-skazki-mishkahvastunya-735187.html
4. Интернет ресурс. https://www.planetaskazok.ru/nanaiskye/ajogananayskz
Приложение №1
Сказка «Мышка-хвастунья»
Мышка гуляла по лесу и встретила там олененка с золотыми рожками.
- Подари мне свои золотые рожки, — попросила у олененка мышка.
-Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, — ответил олененок.
- Ты жадина! — стала дразнить олененка мышка.
- Я не жадный, — ответил олененок и одел на голову мышке свои золотые рожки.
Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшения. Она так торопилась, что забыла даже сказать олененку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:
- Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами, с серыми, дружить!
Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идет олененок по лесу и видит: лежат его золотые рога. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.
- Как плохо быть хвастливым, - вздохнул олененок и покачал золотыми рожками.
Приложение №2
Подвижная игра по отрывку из сказки «Мышка - хвастунья» : «Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел»
Приложение №3
Игра: «перебери фасоль и горох» проводится по веселую музыку.
Приложение №4
Игра-драматизация отрывка из сказки «Айога» : «Вот однажды говорит ей мать:
- Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвётся! - отвечает Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Приложение №5
Игра-тренинг: «Упрямая подушка». Дети небольшими группами подходят к подушке, по очереди сначала гладят её, а затем бьют по ней кулачками «отдавая» своё упрямство, негативные эмоции.
Приложение №6
В коробке из под конфет насыпана манка, по ней дети пальчиком рисуют злое и доброе выражение лица. Кто быстро справится, предложить собрать пиктограмму с изображением злого и доброго лица.