Людмила Пономарь
Взаимодействие с семьей через реализацию программы «Мамина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
1 Разработка проекта 5
1.1 Формы и методы работы 5
1.2 Основные направления проекта 6
2 Этапы проекта 7
2.1 Первый этап. Организационно-подготовительный (июль-август 2016г.) 7
2.2 Второй этап. Практический (август-март) 8
2.3 Третий этап. Заключительный (апрель-май 2017г.) 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
Публикация «Взаимодействие с семьей через реализацию программы „Мамина школа“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. Нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье приводят к дисгармонии: нет образцов того, как справиться с проблемой.
Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения при взаимодействии с семьей должны учитывать современные подходы к это проблеме.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявить, осознавать и решать проблемы воспитания детей.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Взаимодействие ДОУ с родителями осуществляется планово. Для выбора форм и подборки тематики педагогического просвещения изучаем осведомленность родителей по различным проблемам воспитания детей, их запросы.
В ходе реализации проекта были поставлены цели:
*осознать проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка-дошкольника;
*познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи, развивающими новое качество отношений воспитывающих взрослых и детей;
*обнаружить ресурсы преодоления барьеров общения с родителями воспитанников.
Задачи:
• Формирование навыков сотрудничества с ребенком
• Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка
• Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком
1 Разработка проекта
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникшие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом.
Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от 1,5 до 3 лет, через объединение усилия людей и педагогов.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей от 1,5 до 3 лет и взаимодействие семьи и ДОУ
1.1 Формы и методы работы
• Метод игрового моделирования родительского поведения
Пробуждает родителей к поиску более подходящему способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия ребенком.
• Методы телесно-ориентированной терапии
Способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
• Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка)
• Методы игровой терапии (театрализованная деятельность)
1.2 Основные направления проекта
• Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2 Этапы проекта
2.1 Первый этап. Организационно-подготовительный (июль-август 2016г.)
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
• Планирование работы с детьми
• Изучение инновационных программ (мамина школа)
• Разработка содержания мастер-классов с родителями;
• Подбор дидактического материала, литературы
2.2 Второй этап. Практический (август-март)
Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
• общие, групповые собрания;
• консультации и индивидуальные беседы;
• выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
• совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
• открытые занятия ;
• мастер-класс;
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
• сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
• совместное создание предметно-развивающей среды;
• телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
• утренние приветствия;
• семейные проекты.
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
• праздники, которые можно закончить чаепитием.
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
• развлечения;
• праздники
• празднование дней рождения;
• конкурсы к традиционным праздникам;
• дни добрых дел.
В ходе реализации проекта были проведены:
• Организационный сбор (ознакомительная беседе)
• Адаптация ребенка к ДОУ (практикум)
• Особенности психического развития детей 3 года жизни (консультация)
• Особенности питания детей данного возраста (консультация)
• Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков (мастер-класс)
• «В царстве упрямства и капризов» или кризис 3-х летнего возраста (родительское собрание)
• Повышение речевой и двигательной активности ребенка третьего года жизни (практикум)
• Организационный сбор
«Знакомство» - знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей. Ознакомление с правилами группы.
• Адаптация ребенка к ДОУ (практикум)
• Особенности психического развития детей 3 года жизни
Повышение уровня знаний об особенностях развития ребенка раннего возраста
Игровое упражнение «Прикоснись к синему цвету» - развитие сенсорики у малышей
• Особенности питания детей данного возраста (консультация)
• Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков
Ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков и обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком при формировании культурно-гигиенических навыков.
Был организован и проведен открытый мастер-класс с родителями по умению и развитию навыков пользования столовыми приборами (правильно наклонять тарелку, держать вилку в руках, держать кружку).
1. Консультация: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков»
2. Игра-конкурс «Лучшая мыльная перчатка»
3. Мастер-класс «Последовательность одевания»
• «В царстве упрямства и капризов» или кризис 3-х летнего возраста
Информирование родителей об особенностях кризиса 3-х летнего возраста
• Повышение речевой и двигательной активности ребенка третьего года жизни (практикум с учителем-логопедом и физинструктором)
2.3 Третий этап. Заключительный (апрель-май 2017г.)
Итоговое собрание (эффективность деятельности работы «Мамина школа»
Разработанная программа «Мамина школа» направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, психологов, родителей с детьми раннего дошкольного возраста от года до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.
Работу по этой программе рекомендуется проводить с сентября по май.
Основанием для разработки данной программы послужили следующие документы:
• Закон РФ «Об образовании» (от 12.07.1995г)
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 года №1204 (с изменениями от 23.12.2002года)
Актуальность разработки тренинговой программы «Мамина школа» заключается в следующем:
1. Забота о раннем развитии детей, система поддержки детей раннего возраста и их родителей;
2. Малая сеть образовательных услуг для детей раннего возраста;
3. Смена традиционной системы обучения на новое образование, которое, сохраняет некоторые ценности традиционного, и стремиться к индивидуализации траектории обучения, адекватных возрасту (с 1 до 3 лет);
4. Увеличение запроса родителей на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность.
Проведение театрализованного представления «Как цыплята маму искали»
Проведен первый семейный праздник 15 мая - Международный день семьи.
Семья - это родные, близкие люди, дом. Это общие радости и заботы. Это счастье и любовь!
Закрепление материала, полученного за учебный год. На празднике действующими лицами были дети и родители.
В ходе открытого мероприятия были использованы: игра-упражнение "Ладонь в ладонь", игра-релаксация "Мама, я тебя люблю", игра "Собери клубочки" с мамой кошкой, игра "Пес-Барбос" с мамой собакой.
Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах.
Результатом работы можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет активного и творческого участия в процессе мероприятия всех участников.
Заключение
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла положительные результаты. Опыт работы с родителями данной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Список используемой литературы
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сода / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144с, 4л. Ил. (Б-ка «Детский сад на селе»)
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : 2002.-120с
3. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) /Е. В. Жердева. - Изд. №-е - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 186, [1]с. - (Мир вашего ребенка)
4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127с: ил.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
-СПб. : ООО Изд-во «Речь», 2001.- 190с. ил.. Мустакас Кларк Игровая терапия. - СПб. : Изд-во «Речь», 2000. - 282с.
6. Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. Содружество программа взаимодействия семьи и сада, Москва, 2011 год.
7. Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Изд-во «Речь», 2002. - 176с.
8. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
9. Смирнова Е. О. С 50 Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. Пед. Учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия»,2000. - 160 с.
10. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 208с. (Школа развития)
11. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2001.
12. Язынина Т. Б. Родительский клуб, Волгоград