Получи документы

Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде

Любовь Ильинична Тибиякова
Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде
▼ Скачать +Заказ

«Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в образовательной среде»

Автор: Тибиякова Любовь Ильинична, учитель начальных классов МКОУ «Покоснинская СОШ» Братского района Иркутской области.

Я работаю в классе разновозрастного обучения первый год с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптивной основной общеобразовательной программе НОО для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, с соответствующими рекомендациями ПМПК.

Публикация «Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде» размещена в разделах

В классе у меня всего 6 человек: 1 девочка и 5 мальчиков, из них 3 инвалида. Дети все с интеллектуальными проблемами, а у инвалидов еще и сопутствующие заболевания. У таких детей недостаточная познавательная активность. Они быстро утомляются, что тормозит обучение и развитие. Быстро наступающее утомление, приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала; они не задерживают в памяти условие задачи; продиктованное предложение, забывают слова, допускают ошибки при написании слов. Их представления об окружающем мире очень малы.

ОСКАР УАЙЛЬД сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми»[2]. Благополучие детей зависит от тех, как их любят и ценят, от того, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями, Поэтому главная задача педагога создать такую атмосферу для детей, которая откроет горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки инициативы.

ИНИЦИАТИВА-это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям и движению. [1, стр. 31] И когда я вижу, как меняются, растут, двигаются мои дети - это и есть проявление инициативы.

Развитие инициативы является одной из основополагающих установок социальной ситуации развития ребенка. Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка. Только в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в процессе которого происходит развитие психических процессов, формирование личностных качеств.

Все дети должны испытывать положительные эмоции, радость и восторг, интерес ко всему происходящему вокруг них. Одной из технологий поддержки инициативы является технология создания атмосферы радостного проживания в классе. Возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с интересами; создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями ребенка, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Индивидуальность не бывает без самостоятельности. Самостоятельность - это осуществление деятельности, процесс.

На своих занятиях я стараюсь уделять много внимания каждому ребенку, учитываю индивидуальность и позволяю детям проявлять самостоятельность.

Активизируя детей, я применяю несколько сфер инициативы :

1. Творческая.

На занятиях творческой направленности даю возможность детям их самовыражению. Дети принимают самостоятельные решения при выборе сюжета (например, тема по «Речевой практике»- «Магазин школьных принадлежностей» и «Магазин игрушек»).

Дети не только в классе проигрывают сюжет, каждый ребенок бывает в роли продавца, покупателя. Но и ходили в магазин, где дети самостоятельно проигрывали культуру поведения в магазине, общение с продавцом и самостоятельно выбирали или школьные принадлежности или игрушки. Включаю в работу сюжетно- ролевые игры. Учащиеся под руководством учителя проигрывают обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

При оформлении работ по «Ручному труду», по ИЗО дети самостоятельно придумывают какие-то детали, оформление работы.

2. Коммуникативная (это установление отношений ребенка со взрослыми и сверстниками)

3. Познавательная (стремление к деятельности)

Для речевого развития использую скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети «Раскраски» тематической направленности, с увлечением собирают пазлы по темам: «Фрукты», «Овощи», «Грибы съедобные и несъедобные», «Ягоды съедобные и несъедобные», «Животные», «Профессии» и т. д.

Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит верить в каждого ребенка и его возможности. Это значит оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами, помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении его уникальности.

Дети полноценные участники всех мероприятий. Саша принимал участие во Всероссийском конкурсе – олимпиаде «По лесным тропинкам». Занял 1 место среди детей с ОВЗ. Он же участвовал в областном дистанционном конкурсе инсценированного стихотворения. Занял 2 место в регионе. Любят дети посещать школьную библиотеку.

Читают художественную литературу, журналы познавательной направленности.

Педагог должен стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддерживать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Хочется дать некоторые рекомендации по поддержке инициативы.

Рекомендации по поддержке детской инициативы

1. Поддерживайте инициативу, активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Наблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряйте интерес ребенка.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка

4. Научите ребенка ценить себя как творческую личность.

5. Помогайте ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.

6. Не скупитесь на знаки внимания.

Во время совместной деятельности важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение. Когда педагог проявляет уважение к ребенку, дети ощущают себя комфортно, ведут себя свободно. Это все помогает педагогу в работе и педагог добивается результата. Проучились 1 полугодие в классе коррекции, а я уже вижу результат. Один мальчик первое время все прятался под парту, особенно когда нужно было читать или участвовать в сюжетно-ролевой игре. На данный момент - он и танцует с нами, играет, не боится говорить, без страха читает. Еще один мальчик, 4 года обучалсясь у разных учителей, не смог научиться читать. Сейчас он читает и читает с удовольствием (сам прочитывает задачи, в коридоре читает информацию на плакатах). И я работаю на этом классе с удовольствием. Есть возможность много времени уделить каждому ребенку. А когда видишь результат своего труда, то это прибавляет еще сил и терпения учителю. Я считаю, что такие классы в общеобразовательной школе нужны, потому что они позволяют особенным детям вливаться в обычную жизнь.

И закончить свое небольшое сообщение хочется такими словами: ребенок будет комфортно себя чувствовать, когда педагог будет любить ребенка, обеспечит среду, в которой живет ребенок.

Список литературы:

1. Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфических детских видов деятельности» : материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Трифоновой Е. В., Васюковой Н. Е. и др. ; Московский государственный педагогический университет. – Москва: МПГУ, 2018. – 186 с.

2. Цитаты известных личностей [Электронный источник] : https://ru.citaty.net/tsitaty/649945-oskar-uaild-luchshii-sposob-sdelat-detei-khoroshimi-sdelat-ikh/

Публикации по теме:

Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)» Добрый день, уважаемые.

Поддержка детской инициативы, самостоятельности детей раннего возраста в процессе художественно-эстетического развития Инициатива – почин, внутренне побуждение к деятельности, начало процесса инициации. Инициативность дошкольника - личностное качество, характеризующее.

Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в условиях логопункта Сразу нужно оговориться, что детская инициатива в условиях логопункта проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый.

Презентация «Поддержка инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы по поддержке детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Ведь.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка.

Развитие детской инициативы, через экспериментирование Иванова Лариса Вениаминовна Воспитатель МАДОУ детский сад № 3 Златоустовский городской округ Развитие детской инициативы, через экспериментирование.

Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Реферат Тема: «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде
Опубликовано: 24 июля 2019 в 16:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ильинична Тибиякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД