Лариса Иванова
Развитие детской инициативы, через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Лариса Вениаминовна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 3
Златоустовский городской округ
Развитие детской инициативы, через экспериментирование
«Ни одно великое открытие
не было сделано без инициативы»
Эмерсон Р.
Публикация «Развитие детской инициативы, через экспериментирование» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направленны на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.
Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.
Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.
Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прехде всего в экспериментировании.
Л. С. Выгодский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Уходя своими корнями в манипулировании предметами.
По мнению Н. Н. Поддьякова детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой.
Термин «Эспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования. Использовала такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрё л следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; выделять существенные проблемы и связи; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.
Изучив и проанализировав методическую литературу решила провести мониторинг дошкольников, который показал, что в НОД проявляли инициативу из 25 детей – 5 детей, а в экспериментировании 7 детей. Остальные дети были пассивны.
После чего, взяв за основу такую форму работы, как экспериментирование решила сначала :
- определить зону экспериментирования.
- подобрала методическую литературу,
- выбрала место для хранения материала,
- оформила картотеку опытов и наблюдений,
- с помощью родителей наполнили материалом для опытов и экспериментов (специальная посуда, природный и бросовый материал и т. д. ,
- разработала мнемотаблицы,
- изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории,
- оформила лепбуки по темам: «Всё о воде», «Воздух и его свойства», «Песок и глина», «Фабрика растений», «Моё тело».
При проведении эксперимента проводила наблюдения распознающего характера, где формировались знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который сопровождался в сочетании с другими приё мами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использовала ситуативные беседы, применяла для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Для развития детской инициативы в начале эксперимента использовала сюрпризные моменты:
-«Чудесный мешочек»
-«Посылка от Фиксиков»
- «Письмо от Барбоскиных»
Дети испытывали радость, начинали задавать вопросы, проявляли инициативу и любознательность во время проведения экспериментов.
Для развития инициативы организовывала необычные дни, например:
- «День фантастических превращений»
- «Целый день на луне»
- «Логический день»
В такие дни все виды деятельности, включая режимные процессы, организовывала с детьми в соответствии с замыслом и принятыми ролями.
Проводила опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:
- «Почему песок хорошо сыплется?»
- «Глина, её качества и свойства»
- «Свойства и признаки воды»
- «Откуда берётся вода»
- «Реактивный шарик»
- «Упрямый воздух»
- «Живая змейка»
- «В тепле ив холоде»
- «Фабрика питания»
- «Умный нос» и т. д.
Проводила эксперименты с детьми : группами и индивидуально.
Эксперименты проводила в группе, на участке, на территории детского сада.
По продолжительности эксперименты были : кратковременные и длительные. Наблюдения были за одним и тем же объектом: однократные,
многократные.
Проводя мониторинг в конце года результаты показали, из 25 детей активными стали 15 дошкольников. Результаты показали, что развитие инициативности, через экспериментирование стало более развито. Дети стали проявлять инициативность и в других видах деятельности и в режимных моментах.
Таким образом, дети стали более инициативны, стали больше проявлять интерес к изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую нужно было решить; научились находить разные решения; научились проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «Детство»
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.