МААМ-картинки

Развитие детской инициативы, через экспериментирование

Лариса Иванова
Развитие детской инициативы, через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

Иванова Лариса Вениаминовна

Воспитатель МАДОУ детский сад № 3

Златоустовский городской округ

Развитие детской инициативы, через экспериментирование

«Ни одно великое открытие

не было сделано без инициативы»

Эмерсон Р.

Публикация «Развитие детской инициативы, через экспериментирование» размещена в разделах

У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направленны на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.

Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.

Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прехде всего в экспериментировании.

Л. С. Выгодский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Уходя своими корнями в манипулировании предметами.

По мнению Н. Н. Поддьякова детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой.

Термин «Эспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования. Использовала такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрё л следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; выделять существенные проблемы и связи; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

Изучив и проанализировав методическую литературу решила провести мониторинг дошкольников, который показал, что в НОД проявляли инициативу из 25 детей – 5 детей, а в экспериментировании 7 детей. Остальные дети были пассивны.

После чего, взяв за основу такую форму работы, как экспериментирование решила сначала :

- определить зону экспериментирования.

- подобрала методическую литературу,

- выбрала место для хранения материала,

- оформила картотеку опытов и наблюдений,

- с помощью родителей наполнили материалом для опытов и экспериментов (специальная посуда, природный и бросовый материал и т. д. ,

- разработала мнемотаблицы,

- изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории,

- оформила лепбуки по темам: «Всё о воде», «Воздух и его свойства», «Песок и глина», «Фабрика растений», «Моё тело».

При проведении эксперимента проводила наблюдения распознающего характера, где формировались знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который сопровождался в сочетании с другими приё мами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использовала ситуативные беседы, применяла для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Для развития детской инициативы в начале эксперимента использовала сюрпризные моменты:

-«Чудесный мешочек»

-«Посылка от Фиксиков»

- «Письмо от Барбоскиных»

Дети испытывали радость, начинали задавать вопросы, проявляли инициативу и любознательность во время проведения экспериментов.

Для развития инициативы организовывала необычные дни, например:

- «День фантастических превращений»

- «Целый день на луне»

- «Логический день»

В такие дни все виды деятельности, включая режимные процессы, организовывала с детьми в соответствии с замыслом и принятыми ролями.

Проводила опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:

- «Почему песок хорошо сыплется?»

- «Глина, её качества и свойства»

- «Свойства и признаки воды»

- «Откуда берётся вода»

- «Реактивный шарик»

- «Упрямый воздух»

- «Живая змейка»

- «В тепле ив холоде»

- «Фабрика питания»

- «Умный нос» и т. д.

Проводила эксперименты с детьми : группами и индивидуально.

Эксперименты проводила в группе, на участке, на территории детского сада.

По продолжительности эксперименты были : кратковременные и длительные. Наблюдения были за одним и тем же объектом: однократные,

многократные.

Проводя мониторинг в конце года результаты показали, из 25 детей активными стали 15 дошкольников. Результаты показали, что развитие инициативности, через экспериментирование стало более развито. Дети стали проявлять инициативность и в других видах деятельности и в режимных моментах.

Таким образом, дети стали более инициативны, стали больше проявлять интерес к изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую нужно было решить; научились находить разные решения; научились проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «Детство»

2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный.

Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативы В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы».

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы» Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие с нормами ФГОС актуальность проблемы развития детской инициативы стала одной.

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО Еще в глубокой древности у человека возникло потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт. Самостоятельность является.

Опыт работы «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Проблема развития у детей инициативы и творческих способностей была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее.

Развитие детской инициативы и творчества «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» (из опыта работы воспитателя) На этапе завершения дошкольного.

Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельностьРазвитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской инициативы, через экспериментирование
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 20:14
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской инициативы, через экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД