Татьяна Дудник
Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Сразу нужно оговориться, что детская инициатива в условиях логопункта проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда дети уже могут свободно сами выбирать из различных предложенных педагогом форм деятельности, наиболее интересную для них, выбирать себе партнёров по деятельности, уметь взаимодействовать с ними.
Публикация «Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в условиях логопункта» размещена в разделах
А начинает учитель- логопед с того, что при оформлении и оснащении своего кабинета грамотно организует развивающую среду. Оборудование кабинета уже при входе сразу привлекает внимание ребёнка, зовет его начать действовать с уже знакомыми ему пособиями или рассматривать новые (самостоятельно или попросить помощи логопеда).
Пособия и дидактические игры, которые ребёнку необходимы на данном этапе обучения размещаются на доступных для ребёнка местах.
Особо надо сказать о зеркале – это самый ключевой предмет в логопедическом кабинете. У него тоже не малая роль в развитии самостоятельности и инициативы ребенка.
• Ребёнок получает возможность зрительного самоконтроля за артикуляционной, мимической моторикой.
• Развивает творчество пробуя разные артикуляционные положения, используя язык мимики и жестов.
Центральное место в кабинете занимает магнитная доска, она имеет многофункциональное значение.
• Здесь отражаются ведущие, изучаемые в данный период, темы.
• На ней ребёнок может работать самостоятельно, играя в дидактические игры, выполняя задания логопеда.
• Это основа под магнитный театр. (а театр сам по себе- источник развития творчества и инициативы)
• На ней размещаются различные долгосрочные подсказки для детей (например, схемы, таблицы по звуковому анализу, по составлению предложения, по составлению описательного рассказа, опираясь на которые ребёнок работает самостоятельно.
Магнитная доска на логопункте используется в контексте технологии «Системный оператор». В зависимости от того, какой материал на ней размещён на данном этапе работы, она может использоваться более динамично, нежели стационарные стенды.
Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. В контексте технологии «Самостоятельная деятельность детей в Центре активности» на логопункте для этого имеются следующие пособия:
• «Болтун» - помогает ребёнку понять определённое положение органов артикуляции при произношении звуков. Ребёнок может и сам просунув руку в «язык» Болтуна объяснить другу или сам понять правильную артикуляцию звука, или выполнить артикуляционную гимнастику.
• Магнитная азбука, схемы звуков.
• Мягкая проволока, семена, палочки для изготовления букв из них, изготовления игрушек, побуждающих ребёнка к многократному повторению, а следовательно и автоматизации поставленных звуков.
Специфика логопедической работы в ДОУ - это домашние задания. По САНПИНу в детском саду домашние задания детям не дают, но не на логопункте. Здесь задания просто необходимы для осуществления постоянного взаимодействия с родителями, для достижения единства подхода к коррекционной работе с ребёнком. Здесь используется технология «Папка достижений»
Для домашних заданий существует папка, куда логопед каждую пятницу вкладывает лист с домашним заданием. Домашнее задание это материал, пройденный с логопедом за неделю, только в новой, интересной для детей форме. Папка находится дома до среды следующей недели, и все это время ребёнок может самостоятельно с ней заниматься. Задания специально оформлены так, чтобы заинтересовать ребёнка, способствовать самостоятельному выполнению ребёнком задания. Задания даются не в письменной, а больше в иллюстрационной форме. Это разные игры, ребусы, головоломки, штриховки, раскраски, графические задания…Родители, занимаясь на этом материале с детьми, видят, каких успехов он достиг за неделю. И дети сами, перелистывая папку, видят этапы своей работы, гордятся своими достижениями.
Таким образом, одним из ведущих методов развития инициативы и самостоятельности является организация самостоятельной работы на дому.
Развитию инициативы способствует и организация работы детей в парах, подгруппе. Здесь дети сами могут давать товарищу задания и сами контролируют друг друга. Или объяснить товарищу, то что он ещё не умеет. В своей практике я стараюсь объединять детей каждый раз с разными партнёрами. Получается, когда-то ребёнок лидер, когда–то – ведомый партнёр, или соревнуется с равным соперником. Изменение социального статуса обогащает опыт взаимодействия ребёнка со сверстниками в разных ситуациях, способствует развитию инициативной, активной личности. Эту технологию, я бы назвала технологией свободного, самостоятельного взаимодействия.
Важным условием развития детской инициативы и творческого самовыражения является психологический микроклимат на занятиях:
- Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- Положительная оценка «Ты очень старательный ребенок, у тебя все получится!»
Технология ситуации успеха основана на постоянном подбадривании ребёнка, положительной, радостной оценке каждого, даже не значительного успеха ребёнка.
Таким образом, поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста в условиях логопункта складывается из соответствующей организации образовательной и развивающей среды, грамотной организации детей в самостоятельной и групповой работе и психологическом настрое детей на работу.