нелли пономаренко
Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный Ершовского района Саратовской области» в контексте ФГОС» заведующий Пономаренко Н. Б
Наше методическое объединение мне хотелось бы начать с цитаты «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» К. Паустовский.
Публикация «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка. Ведущее место отводится музыкальной деятельности.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Что же такое творческие способности ребенка в разных видах музыкальной деятельности? (ответы участников)
• Способность к песенному, музыкально- игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
• Способность творческого воображения при восприятии музыки.
А теперь, давайте подумаем, какие условия для детей необходимо создавать нам, педагогам, чтобы развивать их творческие способности.
Обсуждение (3-5 минут).
Вывод: успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
• Предметная развивающая среда.
• Свобода выбора деятельности.
• Помощь взрослого, похвала и поощрение стремлений.
• Психологически комфортная обстановка.
• Специальные методики.
• Сам педагог – творческая личность
В содержании программы «От рождения до школы», которая является базовым компонентом ООП детского сада, в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с задачами ФГОС ДО,тематический блок «музыкальная деятельность» включает задачи:
- Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
- Развитие детского музыкально- художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Учитывая приоритетное Х-Э направление работы ДОУ, наряду с базовыми задачами решаются задачи парциальной программы «Ладушки», И М Каплуновой. В настоящей время «Ладушки» являются единственной и уникальной, детально разработанной программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду, отличающейся светлым, радостным, игровым подходом к проблеме «ребенок и музыка».
С целью поддержки развития детского творчества и инициативы с детьми старшей и подготовительной группы в рамках ООП детского сада во 2-ой половине дня ведутся занятие по интересам детей «Ритмическая мозаика» руководитель Ж. Ю. Туралиева - инструктор по физ культуре, 1 категории, высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы 9 лет.
Основной формой работы с детьми, по развитию творческих способностей являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
Как и какие применяются методы и приемы при проектировании индивидуального маршрута вам продемонстрируют чуть позже педагоги детского сада : А. П. Шеладева- муз руководитель 1 категории, среднее специальное образование., стаж работы с дошкольниками 15 лет и Кульмурзтнова М. С. воспитатель, высшее педагогическое обр., стаж пед. Работы 8 лет.
Требований ФГОС ДО к кадровым условиям выполняются в ДОУ на 100%
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Каждая группа эстетически оформлена, имеются театральные, игровые уголки, уголки творчества и музыкальные уголки. Для проведений занятий имеется музыкальный зал. Функционирует театрально-музыкальная гостиная, в которой дети занимаются всеми видами музыкальной деятельности, готовятся к праздникам и событиям. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах, в них размещаются выставки фотографий детей, материалы сценариев досугов и развлечений.
Созданная в ДОУ предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей дошкольников, развитию интереса к миру искусства, навыков в музыкальной деятельности, творчеству.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим этапом, оказывающим решающее влияние на развитие творческой личности дошкольника. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок, участие в конкурсах внутри детского сада, в утренниках и развлечениях, театральных праздниках, творческих фестивалях, привлекаем к изготовлению костюмов.
Результатом работы по развитию творческих способностей детей (старший дошкольный возраст) является постоянное участие наших воспитанников в концертах, фестивалях, творческих конкурсах которые проводятся в ДОУ и районе.
Ежегодно увеличивается количество наших воспитанников, поступивших в детскую музыкальную школу (ДМШ, танцевальные кружки Дома творчества, танцевальные коллективы города.
Коллектив детского сада считает, что главный результат развития детского творчества заключается не в том, насколько первые творческие опыты удачны, а в том, чтобы дети почувствовали интерес к творчеству, стали применять его в дальнейшей жизни.