Гульнара Скорюпина
Развитие художественных способностей детей средствами декоративного творчества. Игры
▼ Скачать + Заказать документы
Многообразна художественная деятельность наших детей. Рисование с использованием всевозможных приёмов, аппликация традиционная и нетрадиционная, конструирование из разных материалов. Сочетаем, казалось бы, несочетаемое. Наблюдаем с ребятами за природным богатством цветовой гаммы, развиваем наблюдательность и эстетический вкус. Изобразительная деятельность в целом позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемым объектам. В процессе создания творческой работы ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется успешно найденному образу, огорчается при неудаче, стремится преодолеть трудности. Занятия Изо-деятельностью способствуют развитию творческого воображения, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, наблюдательности, логического мышления, памяти ребёнка. Именно в этой деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Мне же хочется остановиться на декоративном творчестве. Выразительность цвета и формы, декоративность, пластика, разнообразие орнаментов, применение различных материалов, использование интересных приёмов изображения - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного искусства.
Публикация «Развитие художественных способностей детей средствами декоративного творчества, Игры» размещена в разделах
В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отображении мира, декоративно - прикладное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, который по выражению К. Д. Ушинского «. Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.». Знакомство с народным искусством способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства.
Педагог, автор методических пособий, А. П. Усова утверждала, что воспитание дошкольников должно «строиться на культурных традициях своего народа», а изобразительная деятельность детей как раз «заключает в себе общественно - исторический опыт поколений. Но ребёнок не может освоить этот опыт самостоятельно, поэтому взрослый становится носителем информации, своеобразным передатчиком необходимых знаний и умений.
Уже в раннем возрасте происходит первое знакомство с народным творчеством. Матрёшки, Ванька-встанька, деревянные бочонки - вкладыши, богородские медведи - вот первые объекты изучения и восхищения малыша.
Ещё ничего не зная о построении узора, цветовом решении орнамента, направлении линий. ребёнок просто радуется необычной яркой игрушке.
Обводя пальчиком цветы на фартуке матрёшки, ощущая округлость формы расписного яйца, качаясь на весёлом коне, сравнивая простую ложку с расписной, дети начинают накапливать опыт общения с народным искусством; приоткрывают дверь в яркую необычную страну золотой хохломы, городецких чудо - цветов, каргопольских оленей.
Но дошкольник в современном мире несколько оторван от природы, искусства; компьютеризация оставляет мало места для творчества, телевизор не даёт простора воображению.
А у деток с ОВЗ проблемы и с воображением и с восприятием. Им трудно фиксировать внимание и на отдельных деталях, и на объекте изучения в целом. Недостаточность развития мелкой моторики, отсутствие прочных знаний и умений в Изо деятельности, низкая познавательная активность, гиперактивность либо заторможенность всё это требует более длительного и упорного труда. Но «мы не привыкли отступать»! В своё время я познакомилась с программой О. А. Соломенниковой «Радость творчества», которая включает в себя систему занятий по приобщению детей к народному творчеству. Понравилось, что в программе даётся углублённое представление о том, как научить ребёнка использовать свои знания не только на занятиях, но и в повседневной деятельности. Приводится и поэтапное знакомство с видами народных промыслов. Чётко выделяются образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Представлена большая подборка стихов, песенок, пословиц и др. художественного слова, даны сценарии тематических развлечений. Естественно, помимо непосредственных занятий Изо - деятельностью, большое место в нашей работе занимают игры.
У нас в достаточном количестве были только раскраски и домино «Дымковская роспись», поэтому часть игр и пособий выполнила сама. Дети с интересом играют в игру «Найди похожее», где они учатся выделять отдельные элементы росписи. Потом эти элементы прорисовываются карандашами, пальчиками, красками, выкладываются пластилиновыми жгутиками, цветной проволокой.
Мы активно рассматриваем и обследуем реальные предметы и плоскостные изображения народных изделий.
Дети учатся делать сравнительный анализ, как элементов одной росписи, так и разных декоративных композиций. Через игру «Подбери узор» формируется целостное восприятие. С удовольствием играем в лото с картинками, расписанные в народном стиле; игры «Узнай элементы узора»,
игра «Найди пару» /кокошники и воротники /
игра «Составь узор», на кубиках:
Серия плакатов «Весёлая ярмарка» используется нами и на занятиях, и на тематических досугах.
Игра «Четвёртый лишний» помогает закреплять элементы, цветовую гамму росписи.
Хоровод матрёшек радует нас и успешно «гастролирует» по соседним группам
Вот так весело мы знакомимся с народным творчеством.