Дания Гафурова
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей через изучение птиц родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей через изучение птиц родного края
Актуальность:
Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся и животный мир. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными и сохранялись лишь на не тронутых человеком угодьях. Но многие виды птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться к необычным для них условиям и стать типичными представителями культурного ландшафта – городскими птицами.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательских способностей детей через изучение птиц родного края» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Птицы нашего края, области
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг
на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?
Цель: знакомство детей с городскими птицами – важная составная часть экологической культуры
Задачи:
Развивать умения детей наблюдать и исследовать птиц живущих на территории нашей местности.
Формировать на этой основе у детей интерес к природе и проблемам ее охраны.
Ход работы:
Формирование и использование предметно-развивающей среды проходило в течение всего времени. Были подобраны дидактический материал и наглядные пособия по темам: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Севера", «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира, разрезные картинки, кубики с изображением, энциклопедии на данную тему, изготовили кормушки.
Ежедневные наблюдения на прогулке расширяли представления детей о мире природы. Позволили решить воспитательную задачу- бережного отношения к природе. На протяжении всего времени прогулки мы уточняли, закрепляли данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний. Чтобы сделать наблюдения яркими, интересными, содержательными я использовала стихотворные тексты, загадки, приметы, пословицы и поговорки, которые воспринимались детьми с большим интересом, обогащали их словарный запас. Чтобы продлить интерес детей к наблюдению за птицами, я привлекала их к активным действиям. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из разного материала картона, пластиковых бутылок, дерева. Дети проверяли кормушки, очищали от снега, подсыпали корм. Дети активно принимали участие в создании детской книжки, фотоальбома. Некоторые дети брали на себя роль фотографа, принося фотоаппарат и фотографируя на прогулках птиц и детей. Все наблюдения отмечаем в дневнике наблюдений.
Были проведены следующие интегрированные нод " Мир птиц" : «Птицы нашего края», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Птицы жарких стран».
Экспериментальная деятельность: Проведен опыт с пословицей: «Как с гуся вода». Опыт: Почему так говорят? Получили ответ на вопрос, проделав опыт: на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедились во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия) Исследовали - какие птицы чаще всего прилетают на кормушку.
Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали свои знания, элементы пантомим для изображения характерных повадок пернатых.
Было прочитано немало познавательной литературы о мире птиц. Многие дети используют для ответа на свои вопросы - энциклопедии. Словарный запас постепенно у детей повышается. Сочиняли, составляли небольшие рассказы сказки, загадки о птицах.
Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц, выставки рисунков, акции- " Защитим природу".
Закрепление материала осуществлялась через сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в лес», «Зоомагазин», игры драматизации по программным произведениям, использовались настольно-печатные игры: лото «Птицы», разрезные картинки, «Найди 5 отличий», «Узнай и назови 2х одинаковых птиц, дидактические игры: «Кто где живёт», «Зимующие и перелётные птицы», «Летает, плавает, бежит», «Откуда птица прилетела?» «Чей клюв?», «Узнай по следу». Активно применялись подвижные игры на прогулке, игры с пением («Жаворонок», «Журавль», «Сорока-сорока», «Ворон». «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Летал, летал воробей», «Летает- не летает», «Воробышки и кошка», «Гуси-лебеди», «Перелет птиц», «Охотники и утки», «Зайди в свой домик», «Сова», «Пингвины на льдине», «Стая», «Лягушки и цапли», «Кукушка».
Меня очень порадовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимаются в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражают в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», «скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками», дети используют разнообразный материал для изготовления птиц.
Дети с удовольствием сочиняют загадки, рассказы про птиц.
Родители также проявляют активное участие в литературном творчестве, сочинив стихи, загадки, сказки, в конкурсах поделок, вместе с детьми находят нужную информацию.
Выводы:
Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что дети намного лучше стали обращать внимание на то, что около них есть много прекрасных и так не похожих друг на друга птиц. Дети научились наблюдать, у них пробудился интерес к птицам, желание заботиться о них. Вместо безразличия к пернатым друзьям дети обрели теплоту к существам, которые радуют нас своим пением и красотой.