Шилкина Татьяна
Развитие коммуникационных способностей детей, через организацию сюжетно-ролевых игр различной тематике
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникационных способностей детей, через организацию сюжетно-ролевых игр различной тематике»
Детство – это игра, игра – это детство.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток, представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ребёнок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жить ребёнка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребёнок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.
Игра – ведущий тип деятельности ребёнка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что игра относится к символико-моделирующему минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра даёт возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Игра и есть деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путём её воспроизведения, моделирования.
Какова структура развёрнутой формы сюжетно-ролевой игры? Центр игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребёнок воспроизводит его деятельность очень обобщённо, в символическом виде. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий – в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свои мысли, отдавать себе отчёт о том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведения в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие. Игровое общение очень важно для ребёнка, посредствам игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребёнка, нежили просто обучающие методы. В игре осуществляется два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляют в двух направлениях:
Создание необходимой игровой среды.
Непосредственное руководство играми детей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- активно вступать в диалог
- задавать вопросы;
- слушать и понимать речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко входить в контакт;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность предполагает ежедневное включение игр в педагогический процесс в виде различных форм, таких как:
Игры – разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребёнка.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребёнку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно воспитатель является партнёром, готовым подключиться к их деятельности, помочь в реализации свободных замыслов. Кроме того, в такой совместной деятельности появляется возможность лучше узнать детей, особенно их характера, темперамента, их мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.
Нужно отметить, что основная задача игр в общении - формирование эмоционального контакта, доверия детей с окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому деятельность должна быть фронтальной, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников :
- развивать связную речь в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы
- формировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невебральные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности
- развивать творческие способности детей, психические процессы; восприятие, мышление, воображение, внимание
- воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество
Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги начнут работу по развитию коммуникативных способностей, тем реальнее будет шанс догнать детям в личностном развитии. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.