Долженкова Татьяна
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ (5–6 лет) «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ "Детский сад № 175"
Долженкова Татьяна Сергеевна.
Развитие грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"
Возрастная группа : 5-6 лет.
Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ (5–6 лет) „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в Именительном и Родительном падеже
- Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.
Коррекционно-развивающие
- Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.
- Содействовать развитию зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные
- Способствовать формированию навыков сотрудничества в игре и на занятии.
- Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: картинки с фруктами, плакат с изображением корзины с фруктами,
конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
- Стук в дверь, воспитатель подходит к двери, но так никого нет, лежит только письмо.
- Ребята, смотрите, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо.
Давайте прочитаем его. Воспитатель читает письмо. В нём добрая принцесса просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал ее корзинку с фруктами. И она не может угостить своих друзей. Чтобы помочь Принцессе расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем Принцессе? Ответ детей.
Воспитатель: За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки. И так нам нужно будет выполнить все задания волшебника. Чтоб получить разгадки и расколдовать корзину с фруктами.
Дети приступают к заданиям.
Основная часть:
Д/ и «Посмотри и назови»
Первое задания для нас приготовил волшебник это: назвать фрукты.
- Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).
Ответ детей: Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.
-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).
-А где растут фрукты? (На деревьях)
-Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)
-Где растут фруктовые деревья? (В саду)
-Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)
-Какие вы молодцы! С первым заданием мы справились.
Смотрите, что летит! Это первый конверт за правильные ответы.
Давайте, скорее приступать ко второму заданию.
Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»
Воспитатель раздает картинки.
Раздаются картинки.
- Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на доску.
- Весной повисло -
Все лето кисло;
А сладким стало -
На землю упало. (яблоко).
- Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша).
- Он и сочен и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня. (апельсин).
- Что б простудой не болеть,
Надо с сахаром поесть.
Лучше в чай добавить дольку,
Будет сразу много толку. (лимон).
Этот фрукт здесь не растёт,
Едет к нам, летит, плывёт,
Не запутайтесь в ответе,
С ним давно знакомы дети,
Лакомство для обезьян
Длинный в кожуре … (банан).
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос-
Сладок, мягок (абрикос)
Без него нам скучно всем
В Новогодний праздник.
Он — китайский господин
Сочный, сладкий-сладкий… (мандарин)
-Какие молодцы! Все фрукты назвали правильно!
-Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.
Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.
-Молодцы! Смотрите, а что лежит на подоконнике? Это же получаем второй конверт.
Давайте сейчас немного отдохнем и поиграем.
Физминутка
- Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.
Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса! Присели (досчитали до 3-х, встали!
А теперь получаем ещё один конверт четвертый.
Молодцы! Немного отдохнули и давайте дальше преступать к заданиям.
Д/ и «Приготовим сок»
- Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.
- А если сок приготовить груши? (Грушевый).
- Сок из персика? (Персиковый)
- Сок из апельсина? (Апельсиновый)
- Сок из лимона? (Лимонный)
- Сок из банана? (Банановый)
- Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, давайте посмотрим, внимательно, где лежит третий конверт. Правильно! За стульчиком у Максима.
Д/и «Один - много»
(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И. п., Р. п.)
-Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)
груша– груши – не стало груши, груш
персик - персики – не стало персика, персиков
апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов
лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов
банан – бананы – не стало банана, бананов.
-Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.
Д/и «Сосчитай-ка»
(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)
-Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.
Посмотрите, как я буду считать.
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
А теперь вы!
Одна груша, две груши, …, пять груш
Один персик, два персика, …, пять персиков
Один апельсин, два апельсина, …, пять апельсинов
Один лимон, два лимона, …, пять лимонов
Один банан, два банана, …, пять бананов.
-Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.
- Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.
- Ребята, за то, что мы помогли Принцессе расколдовать картинку с фруктами, и теперь она сможет подарить своим друзьям фрукты.
Смотрите, ребята! Принцесса нам тоже подарила корзину с фруктами. За вашу помощь и отзывчивость. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).
Рефлексия. Подведение итогов.
Вот мы и помогли Принцессе расколдовать корзинку?
Какие фрукты вы запомнили?
Что вам понравилось больше всего?
С какими трудностями мы столкнулись?