Ольга Бойко
«Подготовка руки к письму; развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП».
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории и практике специального образования, а также основной темой школы-интерната №7.
Детский церебральный паралич-это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.
Публикация «„Подготовка руки к письму; развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП“,» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У ребёнка с ДЦП, с его ограничениями жизнедеятельности, обусловленными двигательными нарушениями, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и как следствие, ограничение социальных контактов, всё выше перечисленное вызывает выраженные трудности в социальной адаптации.
В то же время исследования Е. Г. Сологубовой (1996) показывают, что в результате своевременной и полноценной медико-социальной и педагогической реабилитации и адекватной профессиональной ориентации 35,4% детей с ДЦП являются социально перспективными, то есть могут жить и работать в обществе наравне со здоровыми людьми, а 40,2% - могут трудиться в специально созданных условиях.
Дети с особыми образовательными потребностями должны найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение. Овладение навыками письма является одним из важных средств социализации в обществе, но именно у детей с ДЦП это вызывает большие трудности, а порой невозможность приобретения и реализации этих навыков.
В структуре двигательного дефекта у учащихся с ДЦП особое место занимают нарушение функции рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию.
Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму.
Планирование и результат моей деятельности по теме:
• Анализ влияния двигательных нарушений при ДЦП на формирование и развитие графомоторных навыков;
• Выработка и использование в работе алгоритма некоторых подходов к преодолению сенсомоторных затруднений при подготовке руки и непосредственно обучению письму детей с ДЦП;
• Публикация статьи в методическом пособии «Социализация и социальная адаптация детей с церебральным параличом»
• Выступление на методическом объединении.
Степень тяжести поражения рук широко варьирует при различных формах ЦП.
Спастическая диплегия (синдром Литтля 45 – 50%) степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объёма и силы движений до лёгкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения акта письма.
Гемипаретическая форма (20 -25%, односторонние двигательные нарушения, чаще больше поражена рука. Мышечный тонус в руке высокий, она часто согнута во всех суставах и приведена к туловищу, кисть сжата в кулак.
Гиперкинетическая форма(15 -20%) двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов, исчезают во сне, усиливаются при движении, волнении, утомлении, охватывают мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма крайне затруднена.
Атонически-астатическая форма (10 -15%) : поражается мозжечковая система мозга, которая является важным регулятором координации движений и равновесия. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония). Мышцы конечностей слабые. Ребёнок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. При тонких целенаправленных движениях, например при письме, наблюдаются дрожание (тремор) рук, нарушен двигательный акт письма, навык формируется с большим трудом, письмо длительное время остаётся неровным, порывистым, с неровными большими буквами.
Исследование показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей. Наиболее часто наблюдается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено, отмечается снижение силы в мышцах-разгибателях, плеча, предплечья и кисти. Всё это в значительной степени затрудняет формирование функции кисти. Характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Всё это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функции кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности и навыка письма.
Специфические трудности при обучении техники письма :
• Несформированность или нарушение хватательной функции кисти;
• Повышение мышечного тонуса;
• Слабость мышц кисти;
• Насильственные движения;
• Несформированность зрительно-двигательных координаций;
Одним из средств коррекции двигательной сферы, кинестетического восприятия являются рекомендации Винтропа М. Фелпс, которые нашли своё применение в логопедии при коррекции дизартрий.
1. Расслабление:
- массаж в виде лёгких поглаживаний;
- многократное потряхивание конечности ниже того сустава, в
котором имеется тугоподвижность;
- обучение произвольному расслаблению мышц;
2. Пассивное движение.
- ребёнок при этом не оказывает ни поддержки, ни сопротивление движению, но осознаёт его;
- способствует выработке зрительного и кинестетического контроля.
3. Активное движение с ассистированием.
- помощь на одном из этапов движения;
- ребёнок помогает себе здоровой рукой (при гемипарезах);
4. Активное движение без помощи.
5. Произвольное движение (по инструкции).
6. Автоматизированное движение.
7. комбинированное движение.
8. Релаксация.
- умственная релаксация должна сопровождать телесную;
9. Спонтанное движение с позиции расслабления.
10. Достижение и схватывание.
11. Двигательные умения и навыки.
Рекомендации ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.
Движения рук тесно связаны с познавательной деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентацией, координацией движений.
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные виды массажа, лечебную физкультуру, а также коррекционно-педагогическое воздействие.
Подготовка к письму состоит из трё х этапов:
Нельзя пренебречь ни одним из этих этапов. Но в каждом конкретном случае нужно выявлять трудности и концентрировать особое внимание на их разрешении.
Первая ступень.
Включает в себе 1-й и 2-й этапы. Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путём расслабления, потряхивания по Фелпсу. Для первого этапа хорошо подходит методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
1-й этап. Совершенствование простых жестов необходимых для письма;
Прежде чем ребёнок начнёт учиться писать, он должен приобрести ряд навыков :
• Овладение захватом;
• Регуляция пронации и супинации;
• Формирование кулачковой позы;
• Регуляция движений в локтевом суставе;
• Удержание головы и плеча;
• Формирование сложной координации между всеми этими движениями.
Движения рук тренируются в нисходящем направлении: плечи, предплечье, кисти, пальцы. Тренировка правильного захвата игрушки, перекладывание её из руки в руку. Сначала захват происходит в пронационном положении, затем в среднем и потом в супинационном. Для стимуляции правильного хватания можно использовать различные игрушки разной фактуры, величины и веса, что также развивает чувственное, пальцевое осязание. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок схватывал предмет с участием большого, указательного и среднего пальцев. Важно обучать не только захвату предмета, но и высвобождению. Можно использовать различные игры с речевым сопровождением «Потешки на ладошке», это хорошо стимулирует эмоционально-чувственную и мотивационную сферу.
Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребёнка побуждают брать игрушки из разных положений;
Развитие простых предметных действий (пассивно или пассивно-активно).
Развитие предметно – практической деятельности. Предлагаются манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем, лепку из пластилина, игры с бумагой, песком, водой.
2-й этап. Развитие пространственных представлений;
Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинестетических раздражителей. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования. Сюда относятся три категории элементарных знаний о пространстве:
- отражение удалённости предмета и его местоположения;
- ориентирование в направлениях пространства;
- отражение пространственных отношений между предметами.
Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок, по разному проявляющихся в различных видах деятельности:
- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, несоблюдение пропорций в рисунке.
- в письме : неумение соотнести букву и линии тетради, смешение верха и низа сходных букв, «зеркальное» написание.
В процессе развития пространственного восприятия необходимо давать задания, соответствующие его ментальному развитию. Не смотря на его реальный возраст, избегая предложения трудновыполнимых задач, усиливающих его моторные нарушения.
Вторая ступень.
3-й этап. Собственно подготовка к письму.
Наступает момент, когда нужно определить, начинать ли письмо, несмотря на моторные нарушения или подождать ещё, пока не улучшатся движения. Процесс предварительной подготовки к письму с помощью упражнений даёт хороший результат в большинстве случаев. Желательно пользоваться тетрадями Хавранека, в которых используются рисунки, обозначающие глаголы действия. Эти упражнения позволяют концентрировать внимание ребёнка на выполнение нужного жеста (слева –направо). Их вначале можно
выполнять на доске, чтобы освоить движения большей амплитуды, достичь большей гибкости плеча, локтя и кисти. Чтобы научить ребёнка не фиксировать внимание на кусочке мела, который он держит, а на выполнение жеста, можно нарисовать на значительном расстоянии две точки. Ребёнок ставит мел на первой, и делает движение, которое должно их соединить. Можно это делать пальцем, следуя по заранее нарисованной линии или с помощью влажной губки. Эти упражнения сначала выполняются пассивно, а затем – активно с ассистированием, пока ребёнок не сможет их выполнить самостоятельно.
Обучение графическому навыку письма необходимо проводить в три этапа:
1. Развитие мускульной памяти;
2. Развитие кинестетической памяти;
3. Развитие тактильной памяти;
4. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.
Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии.
Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур обведённых по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливают её к работе.
Развитие кинестетической памяти осуществляется посредством упражнений с воображаемым предметом: «письмо» букв в воздухе, обводка букв по трафарету, по контуру, письмо пальцем на песке, манке.
Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного ощупывания букв из негрубой наждачной бумаги, причём рука движется слева направо, как это происходит при письме.
Добукварный период.
Индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с альбомом, тетрадью;
Обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приёма удержания;
Формирование навыков пространственной ориентации в альбоме, тетради;
Формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков и т. п.
Проводятся упражнения с использованием трафарета с геометрическими фигурами. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют в заданном стрелкой направлении. Также используют трафареты с изображением различных предметов, фигур животных. Характер штриховки усложняется (волнообразная, кругообразная, петлеобразная).
Букварный период.
Дети знакомятся с рукописным начертанием букв, используются разнообразные игровые приё мы:
• ощупывание букв;
• письмо мокрым пальцем на полоске линолеума;
• письмо на манке;
• письмо под счёт;
В дальнейшем письмо в тетради с помощью вкладыша, по обводке, письмо в жирно очерченной рамке, обводка пунктирного изображения, письмо по опорным точкам, а затем самостоятельно.
Таким образом, отрабатывается правильное написание сначала каждой буквы в отдельности, а затем их соединение в слоги.
Условия обучения письму :
1. Положение.
Предпочтительна поза сидя. Лучше использовать адаптированный стул, стол. Учитель сзади ребёнка, чтобы лучше увидеть трудности ребёнка.
Положение стоя. Удобно для письма на доске и в том случае, когда он должен длительное время стоять за столом, например, для проведения постуральной терапии.
2. Размещение листа, наклон в зависимости от доминирующей руки. Фиксация листа с помощью различных приспособлений.
3. Выбор пишущих средств: использование карандашей и ручек с отягощением;
В результате глубокого изучения этой темы, системы работы у детей наблюдается динамика в развитии графомоторных навыков.