Эльмира Акифьева
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т. д.
Ни для кого не секрет, что письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания у дошкольников в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, в развитии ребенка можно обозначить несколько важных задач графомоторики:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т. д.
Также, важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т. д.
Графомоторные навыки включают в себя:
1) Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
2) Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
3) Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
4) Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Такое развитие и алгоритм действий хорошо подойдут для нормально-развивающихся детей. Но, следует отметить, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растёт. И вот здесь процесс развития графомоторных навыков представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.
Работа по развитию графомоторных навыков у детей с ОВЗ ведется по нескольким направлениям:
1. Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
- формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
- развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
- обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т. д. ;
- обучение шнуровке.
2. Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
3. Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
4. Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т. д.).
5. Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
6. Совершенствование графических навыков.
Безусловно, в этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя огромное внимание и терпение его комплексному развитию в стремлении преодолевать возникающие трудности.