Олеся Игоревна Баранова
Развитие фонематического восприятия у обучающихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
В настоящее время выявляется большое количество детей, имеющих стойкие речевые нарушения, такие как алалия, системное недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Обучающиеся с умственной отсталостью не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению, так как наряду с интеллектуальными нарушениями имеют системное недоразвитие речи. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетико-фонематической стороны речи. Для обучающихся этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, большие затруднения в овладении фонематическим анализом и синтезом. Каждое нарушение речевого слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у обучающихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Развитие речевого слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы школьника с интеллектуальными нарушениями, а также закладывает основы успешной адаптации к обучению в школе.
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка, которая обеспечивается работой речеслухового анализатора. Системная работа над звукопроизношением помогает ребёнку овладеть фонематической стороной речи. Очень большую роль в развитии фонематического восприятия играют фонематический и фонетический слух.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими. В результате эта врождё нная способность позволяет: 1)узнавать наличие данного звука в слове; 2)различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (сон-нос, кабан-банка); 3)различать слова, отличающиеся только одной фонемой (сыр-сор, кот-кит). Фонематический слух в норме формируется с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. К году ребёнок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка».
Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов, правильным произнесением звуков.
Фонематический и фонетический слух составляют речевой слух, который выполняет приём и оценку чужой речи, контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова: 1)определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2)местоположение звуков в слове; 3)определение линейной последовательности и количества звуков в слове. [2]
Следовательно, развитие фонематического восприятия – одно из направлений работы с обучающимися с системным недоразвитием речи.
Р. Е. Левина выделяет стадии развития фонематического восприятия с учё том онтогенетического принципа следующим образом: 1 стадия – Дофонематическая - полное отсутствие дифференциации звуков речи. У ребёнка нет понимания речи. 2 стадия – Искажённое произношение ребёнка соответствует его неправильному восприятию речи – правильное и неправильное произношение не различаются. 3 стадия – Ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. Эти стадии ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет. Следующие стадии он проходит в дошкольном возрасте: 4 стадия – Активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5 стадия – Завершение процесса фонематического развития, когда восприятие и экспрессивная речь ребёнка правильны. Ребёнок различает правильное и неправильное произношение. [2]
Опираясь на стадии становления речевого слуха и фонематического восприятия, выделяют несколько этапов работы по формированию фонематического восприятия. Каждый этап содержит в себе задания, которые последовательно формируют умственные действия :
1) Сначала детям предлагается различение неречевых звуков, то есть звуков окружающей среды. Для этого детям предлагаются игры типа: «О чем говорит комната?», «Угадай, что звучало?», «Кто тебя позвал?». [4]
2) Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз. [4]
3) На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Эта задача решается параллельно с расширением и уточнением семантических связей слов. Для работы предлагаются карточки с изображением слов-квазиомонимов, то есть слов, отличающихся в произношении одним звуком. В процессе такой работы дети усваивают, что изменение всего лишь одного звука влечет за собой изменения смысла и значения всего слова. [5]
4) Далее ведется работа по дифференциации слогов. На этом этапе работы дети учатся работать со слоговыми таблицами, сравнивать слоги на слух при произнесении в чужой и в собственной речи (если отрабатываемые звуки в речи ребенка произносятся правильно). [5]
5) Последним этапом формирования фонематического восприятия является дифференциация фонем. Дети учатся сначала выделять звук, соотносить его с неречевыми звуками, далее – выделять звук в ряду звуков, далеких по акустическим и артикуляторным признакам звуков, а затем – в ряду близких звуков. [1]
С учетом последовательно проводимой работы обучающиеся с интеллектуальными нарушениями постепенно осваивают подобные задания и готовы к овладению навыками элементарного звукового анализа и синтеза слова – основы чтения и письма. [3]
Библиографические ссылки:
1. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Академия, 1997. – 221с.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 64с.
4. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей; подготовительный этап: пособие для логопеда. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 112с.
5. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие : Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М. : Книголюб, 2008. – 32с.