Людмила Секач
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи
Из отзывов учителей начальных классов, к которым поступают выпускники дошкольного учреждения, следует, что 15 % из них затрудняются в выполнении грамматических заданий, так как имеют недостаточно развитый фонематический слух.
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, а с другой–тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможно. Целенаправленное развитие фонематического восприятия – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой.
Хотелось бы привести примеры типичных ошибок, которые допускают дети в школе, с недостаточно развитым фонематическим восприятием.
При чтении:
–трудности слияния звуков в слоги и слова;
–взаимные замены фонетически или артикуляционно - близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
– побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
– искажение слоговой структуры слов;
При письме: замены букв, пропуски гласных, пропуски согласных в их стечении, слияние слов на письме, раздельное написание частей одного слова, пропуски, наращения или перестановки слогов, орфографические ошибки.
Мой опыт работы показывает, что большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из–за недоразвития фонетико– фонематического восприятия. Из года в год число детей, имеющих несформированное фонематическое восприятие, не уменьшается, поэтому данная проблема остаётся актуальной.
Особенно остро она встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т. е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.
Формирование фонематического восприятия происходит на всем периоде дошкольного детства и продолжается в младшем школьном возрасте. Этот возрастной этап характеризуется развитием всех познавательно-психических процессов. Лидирующим здесь является развитие речи. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, поэтому используются игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, слоговой структуры слова, словаря, артикуляции и дикции.
Изучением развития фонематического восприятия занимались современные педагоги Л. Ф. Спирова Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н. Сазонова. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие блоки:
1-й блок – узнавание неречевых звуков через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало», «У кого звучит игрушка» и т. д., угадывание звучания знакомых предметов–ножницы режут бумагу, крупа пересыпается в тарелку и т. д.)
– упражнения на воспроизведение ритмического рисунка.
Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих.
2-й блок – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т. д.).
Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
3-й блок – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т. д.
4-й блок – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно– и разно звучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто, слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).
5-й блок – дифференциация звуков. Дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
6-й блок – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, т. е. умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, определять первый и последний звук в слове и ряде слов, подбирать слова с определенным звуком, дифференцировать наиболее сложные звуки, составлять слова, ориентируясь на первые и последние звуки в названиях предметов, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков ( например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).
В данной технологии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.
В технологии представлены 2 этапа: подготовительный (Т. А. Ткаченко) и основной (З. Е. Агранович, О. С. Гомзяк, Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова, перспективный план, конспекты занятий, картотека игр и игровых упражнений, по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Логопед знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом, слухового (восприятие звука на слух, тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.
Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков.
Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом.
Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова.
Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка:
АИСТ МАК РУКА
Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков:
1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с колокольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий).
При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством логопеда ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения.
Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии.
Целью данной технологии является процесс по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.
Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина рекомендуют формировать навыки звукового анализа и синтеза в следующей последовательности:
Старшая группа
1. Выделение первого ударного гласного звука;
2. Анализ звукосочетаний из двух гласных звуков;
3. Определение наличия отсутствия звука в слове;
4. Выделение звука в ряду других звуков;
5. Определение первого и последнего согласного звука в слове;
6. Определение позиции звука в слове;
7. Определение согласного и последующего гласного звуков в слове;
8. Анализ односложного слова типа мак, сок, суп;
Подготовительная к школе группе
1. Деление слова на слоги;
2. Полный анализ односложных и двусложных слов типа: стол, шарф, панама, капуста, стаканы.
Т. А. Ткаченко предлагает использовать в формировании звукового анализа и синтеза использовать специальные символы звуков. Автор методики полагает, что буква это графический символ определенного звука, используемый, как известно, для чтения и письма. Чтение, как сказал известный психолог Д. Б. Эльконин, есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения, то есть своеобразное декодирование информации, которая была внесена на бумагу, экран монитора и т. п. с помощью определенных символов (букв).
Письмо же есть кодирование информации и в частности звукового образа слов с помощью тех же символов.
В разных языках один и тот же звук обозначается разными буквами, которые, будучи совершенно не связанными логически со звуковым аналогом, непросто усваиваются некоторыми детьми.
Использование символов вместо букв связано с тем, что во-первых, они легко запоминаются детьми, во-вторых, быстро воспроизводятся, в-третьих, логически связанны со звуковым аналогом, и в-четвертых, усиливают звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы.
Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-символах.
Выбор цвета не случаен. У всех символов гласных звуков он красный, а у согласных синий чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.
Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.
Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.
При работе с 4-летними детьми, посещающими логопедические группы и имеющими, как правило, общее недоразвитие речи, не ставится задача формирования навыков звукового анализа. Такая работа обычно проводится не в средней, а в старшей и подготовительной группах. Однако, Т. А. Ткаченко рекомендует формировать навыки звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи начиная с четырех лет, основываясь на тезисе о необходимости раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям ( например: авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений.
Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Уточним, что данное положение справедливо для активного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать слова без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей.
Важно также (на это неоднократно указывалось Л. Е. Журовой, чтобы звук интонационно выделялся без отрыва от других звуков, в процессе слитного произнесения слова.
Каждый новый звук (гласный или согласный) в начале занятия произносится педагогом изолированно. Педагог обращает внимание на его звучание, выясняет с детьми аналогии, образные сравнения ( например: звук П — так чайник шумит во время кипения, лопается мыльный пузырь, пыхтит паровозик и пр.). Затем закрепляется одна из аналогий, отраженная в символе. После этого уточняется артикуляция звука (положение языка, губ, зубов при произнесении, но формулируется она в доступной детям форме. Последующее выделение звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акустических особенностей звука в изолированной позиции.
Символ звука дается в начале занятия и во время его проведения находится у детей перед глазами. Когда педагог произносит слово и произносительно акцентирует изучаемый звук, внимание детей одновременно фиксируется и на зрительном символе. Таким образом слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот.
В возрасте 4 лет (в отличие от 5-летнего) детям не даются для анализа и синтеза звуко-комплексы, лишенные лексического значения (ИАУ, ОАИ, УК, AT, OK и пр., так как, детям данного возраста интересно анализировать только слова (в том числе звукоподражательные, которые ассоциируются у них с конкретным образом.
Примерно в середине занятия, при первых признаках утомления у детей, проводится динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесением стихотворения, детям предлагается вспомнить услышанный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком. Движения для физминутки педагог выбирает по своему желанию.
Поскольку внимание и восприятие учебного материала у детей данного возраста отличаются непродолжительной концентрацией и небольшим объемом, игры и упражнения следует чередовать, отводя на каждое не более 4 минут.
Фонематическое восприятие ребенка совершенствуется благодаря анализу не только чужого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого можно использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога с тем, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени.
При подборе лексического материала следует учитывать, что дети с нарушениями речи в данном возрасте с трудом дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки (Т— ТЬ, Д —ДЬ, П — ПЬ и пр.). Т. А. Ткаченко предлагает, не делая акцента на этом признаке, использовать только твердые варианты изучаемого звука во избежание путаницы в сознании ребенка.
В любом занятии важна личность педагога, его умение заинтересовать, активизировать детей, расставить акценты. На тех занятиях, где повышено внимание к произношению, особое значение приобретает речь взрослого, ее четкость, громкость, интонационная выразительность.
Наглядным материалом к занятиям могут служить картинки из «Дидактического материала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше (М. : Просвещение, 1991). Однако в этом возрасте детьми с большей эмоциональностью воспринимаются натуральные предметы и объекты, которые родители могут принести к каждому занятию.
В структуру каждого занятия включены фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучаемых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игр у детей совершенствуются внимание, память, словарный запас.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза по методике Ткаченко осуществляется в классической последовательности, но обучение может начинаться в более раннем возрасте.
Таким образом, отличительными особенностями методики Ткаченко являются:
1. Раннее начало формирования звукового анализа и синтеза (с четырех лет);
2. Использование специальной зрительной и жестовой символики.
Литература:
1. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления фонематического недоразвития у детей»
2. Гомзяк О. С. «Говорим правильно и красиво». – М. : ГНОМ, 2015.
3. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1963.
4. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
5. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников – Санкт–Петербург. 2005.
6. Голубева Г. Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт–Петербург. 2000.
7. Нартова–Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу – ТОО «Глобус». М. :2003.
8. Волкова Л. С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР/ Л. С. Волкова, Г. Г. Голубева // Дефектология. – 1995.
9. Ткаченко Т. А. «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». Пособие для логопеда. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 112с.
10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
11. Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 1993.
12. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. "Логопедические задания для детей 5-6 лет (6-7 лет)". - М. : Скрипторий 2003, 2017г.