Татьяна Кейль
«Дымковские лошадки». Конспект занятия по пластилиновой живописи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки»
Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи):
- учить детей применять основные приемы пластилиновой живописи в декоративной росписи («расплющивание», простой и сложный «налепы»);
- учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;
- развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.
Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:
- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;
- познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;
- учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;
- активизировать употребление в речи элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
- вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой, прививать эстетический вкус.
Материал и оборудование:
Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; трафареты игрушек - лошадок для росписи; набор пластилина, стеки, доски, салфетки для рук для каждого ребёнка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла! (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками.
(дети рассматривают дымковские игрушки)
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки!
Было это очень давно. В одном селе жили-поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да, бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки: барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам!
Давайте рассмотрим игрушки и вспомним, из каких элементов состоит узор.
Дети: круги большие и маленькие, точки, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: А какой главный цвет у дымковской игрушки?
Дети: белый.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера в росписи?
Дети: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Воспитатель: Сегодня к нам в группу прискакали вот такие маленькие лошадки (белые шаблоны дымковской лошадки). Посмотрите, какие наши лошадки грустные, они хотят быть такими же красивыми, как все дымковские игрушки, и просят вас помочь им. Поможем?
Чтобы помочь нашим печальным лошадкам, предлагаю нам превратимся в настоящих дымковских мастеров.
Воспитатель: Посмотрите, как мы будем расписывать лошадку. Только расписывать мы будем не краской, а пластилином.
- сначала мы закрашиваем гриву и хвостик, для этого берём чёрный пластилин, отщипываем маленькие кусочки, и хорошенько примазываем к лошадке там, где грива и хвост. А что ещё у лошадки чёрного цвета? Правильно, копыта, они у лошадки тоже чёрные (показ способа воспитателем)
- затем берём пластилин другого цвета, раскатываем длинную тонкую колбаску и делаем полоски. Покажите, каким движением мы будем раскатывать колбаски. Правильно, прямыми движениями ладоней. Колбаску можно раскатывать между двух ладоней, можно одной на столе.
- потом снова берём пластилин другого цвета, раскатываем длинную колбаску и делим стеком на одинаковые маленькие части, каждую часть раскатываем в шарик и сплющиваем пальчиками, чтобы получился кружок. Прикрепляем к лошадке. Покажите, как это делается, как сплющиваем пальчиками шарик до образования круга, и как крепятся круги к лошадке (вызвать 1-2х детей для показа)
- выбираем ещё другой цвет пластилина, отщипываем маленькие кусочки, раскатываем пальчиками маленькие шарики, сплющиваем и приклеиваем.
Не забываем про ушки, они у лошадки жёлтые.
Перед тем, как приступить к работе, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Воспитатель: Я предлагаю вам продумать узор, который будет на вашей игрушке. А теперь приступайте к работе. Старайтесь, чтобы работы были аккуратными и красивыми.
Дети приступают к работе.
Рефлексия
Скажите, вам понравилось расписывать лошадок?
А где делают и расписывают таких лошадок?
А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Какие яркие получились они у вас!
Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту!