Елена Шарапова
Развитие фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия
Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начинать работу по его развитию. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Начинается эта работа на материале внеречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме того, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.
Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков элементарного звукового анализа.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях предлагается детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? И т. д. Затем предлагается послушать звуки, доносящиеся из коридора, соседней группы, кухни, зала и т. д.
Далее проводится такая игра. Логопед предлагает ребенку закрыть глаза, а сам прячет игрушку. Ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан: если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громче, если удаляется - тише.
Эту игру следует повторить и на других занятиях, поддерживая тем самым у детей интерес к ним. Звуки, направляющие поиски ребенка, можно варьировать, заменяя барабан то бубном, то колокольчиком, хлопками в ладоши, ударами молоточка и т. д. Следует обращать внимание на то, чтобы переходы силы звука барабана или других предметов были плавными: от сильного к среднему и тихому. На занятиях по различению звуков проводятся разнообразные игры с предметами: карандашами, посудой, бумагой, озвученными игрушками.
На втором этапе занятий детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Начать можно с такой игры. Логопед показывает игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находиться близко,- а как - когда далеко. Затем произносит «мяу», чередуя силу голоса, а ребенок должен отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом логопед просит ребенка мяукать в зависимости от команды «близко» или «далеко».
В вариантах этой игры ребенка учат различать, например, далеко или близко гудит пароход, какая дудочка играет - большая или маленькая (низкий и высокий звук); плачет мальчик или девочка; разговор трех медведей из сказки и т. д.
На занятиях третьего этапа детей учат различать слова, близкие по звуковому составу.
С этой целью проводиться вначале такая игра. Логопед, показывая картинку, громко произносит: «Вагон». Затем он говорит: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Логопед произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т. д. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.
Усложнение подобных игр-упражнений происходит еще и за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, поднимают в соответствии с инструкцией логопеда то красный, то зеленый кружок, что позволяет развивать внимание детей.
На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Логопед произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-НО-на», «ка-ка-Га-ка», «па-Ба-па-па» и т. д.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки и жеребенка и объясняет: «Поезд гудит: «у-у-у», девочка укачивает куклу: «а-а-а»,
жеребенок кричит: «и-и-и». Затем попеременно произносит эти звуки, а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных звуков.
Задачей последнего, шестого этапа занятий является выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая двух- и трехсложные слова. Логопед должен показать детям, как отхлопывать слова с различным количеством слогов, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию логопеда дети упражняются в отхлопывании различных предложенных им слов. Слова подбираются в соответствии с лексической темой недели.
На занятиях по формированию фонетического восприятия все звуки мы заменяем картинками-символами. Например: «У Оли болит зуб - звук [о]», «Стучат колеса вагона - звук [т] и т. д. После этого проводится анализ звуков (сначала гласных). У детей комплект пройденных звуковых картинок-символов. Логопед произносит один, два или три гласных звука. Дети анализируют на слух количество произнесенных звуков, а затем выкладывают их на столах.
После гласных приступаем к анализу согласных звуков. При этом следует соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных. Затем дети анализируют обратные слоги типа: «ат», «ук» и т. д. Звуковые сочетания также выкладываются из картинок-символов.
Соблюдение всех этапов работы по формированию фонематического восприятия и звукового анализа дает хорошие результаты в логопедической работе.