а
Памятка «Развитие фонематического слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха у детей
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения у детей. Такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Для них характерны также нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). При этом отмечается связь фонематических и лексико-грамматических представлений.
Публикация «Памятка „Развитие фонематического слуха у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленногоартикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя коррекция фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.
Первый этап -узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало".
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки".
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка".
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра "Узнай свой голос".
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Громко - тихо".
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко - близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
Третий этап - различение звуков.
Игра «Кто голос издает?»
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем".
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Подготовила: учитель – логопед Пискунова Д. Н.