Елена Исаева
Развитие фонематического слуха и первоначальных аудиальных компетенций на основе имитативных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Появление разговорной речи всегда является важным рубежом для оценки глубины задержки развития и прогноза для жизни и обучения у детей с особыми возможностями здоровья. Однако, выбирая стратегию коррекционного воздействия, будь то раннее интенсивное вмешательство или логопедическая работа в более поздние сроки (после трех-четырехлетнего возраста, крайне важно учитывать основополагающие долингвистические коммуникативные навыки, которые должны быть развиты еще до появления разговорной речи и зачастую выступают, как прогностические. К ним, несомненно, относятся совместное внимание, жесты и имитация.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Приоритетным направлением логопедической работы по развитию понимания речи являлось развитие фонематического слуха, который, по мнению В. А. Артёмова, отвечает за то, что звуки речи «воспринимаются слушающим не просто как физические звуки, а как фонемы, как звуки, служащие для различения слов и их грамматических форм», и, следовательно, без формирования фонематического слуха, восприятие и понимание речи остаются недоступными. В современных исследованиях указывается, что развитие фонематического слуха не только позволяет удерживать звуковые сигналы в кратковременной памяти, но и стимулирует навык внутреннего проговаривания звуков и соотнесения их с определенным смысловым значением. Таким образом, фонематический слух является фундаментом для появления устной, а в дальнейшем и письменной речи, поскольку осуществляет не только анализ чужой речи, но и контроль за собственной.
Вот некоторые упражнения по развитию фонематического слуха :
Упражнение 1. Последовательное предъявление двух невербальных звуков.
Между ребенком и педагогом экран. Перед ребенком три предмета: барабан, пакет, ложка. Педагог бьет в барабан и шуршит пакетом – ребенок бьет в барабан шуршит пакетом.
Упражнение 2. Идентификация нового неречевого звука методом подбора.
Между педагогом и ребенком экран. Перед ребенком три новых предмета (резиновая игрушка, ксилофон, погремушка). Педагог сжимает резиновую игрушку – ребенок должен протестировать звучание трех новых предметов и выбрать тот, который имеет идентичное звучание.
Упражнение 3. Аудиальное соотнесение «звукоподражание – предмет».
Перед ребенком находятся три предмета, которые ассоциируются для него с определенными звукоподражательными комплексами (колокольчик – «динь-динь», молоток – «тук–тук», бутылка с водой – «буль-буль»). Педагог произносит звукоподражание – ребенок берет соответствующий предмет и производит звук (стучит молотком, звенит колокольчиком, встряхивает бутылку с водой).
Упражнение 4. Соотнесение речевого звука с предметом.
Перед ребенком электронный носитель с изображениями предметов. Педагог произносит звук – ребенок нажимает на планшете изображение. (педагог произносит «Мммммм Ах!» – ребенок нажимает на изображение своего любимого лакомства; педагог произносит «Фуу-фуу» – ребенок нажимает на изображение мыльных пузырей).
Таким образом, в работе над развитием фонематического слуха на основе имитативных навыков удается сформировать понимание речи в виде выполнения простых инструкций, идентификации предметов, создать пассивный лексический запас. Работая над остальными направлениями логопедической коррекции, продолжаем формировать психологическую базу речи, звукоподражание на основе оральной имитации и переводить лексический запас из пассивного состояния в активное.