МААМ-картинки

Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников

Наталья Химченко
Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развить речь ребенка – значит, помочь ему овладеть литературными нормами и правилами родного языка, иметь хороший словарный запас (слова разных тематических групп, научить правильно произносить все звуки, свободно выражать собственные мысли, правильно употреблять грамматические формы слов в словосочетаниях и предложениях, составлять небольшие рассказы и свободно пользоваться правилами речевого этикета. Для этого необходимо включить ребенка в чтение хороших детских книг и в игры. В игре – дома или по дороге куда-нибудь – мы учимся правильно слышать и верно отвечать. Не забудем сказать «волшебную фразу» : «Я знаю, как ты будешь рад (а) поиграть со мной!»

Публикация «Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников» размещена в разделах

Игры в слова с какой-либо гласной

Нужно обговорить с игроками, что буква отличается от звука.

Это могут быть слова (существительные) только с буквой А — одной, двумя, тремя. Или только с буквой О, или с И, или с У. Это так интересно!

С буквой А: касса, Мадагаскар, мама, ласка, пальма, факт, файл, лампа, баран, барак, карась, таран, раб, кран, план.

С буквой О: топот, олово, золото, огонь, пот, дрозд, кот, жмот, порт, клок, фонд, просо, блок. бок, долото (правильно ставим ударение).

С буквой И: пирит, кишмиш, линь, кит, фильм, финиш, блики, ирис (конфета, ирис (цветок, Клим.

С буквой Е: берег, тень, шелест, пень, ветер, лес, мел, мель, пен, блеск, треск.

С буквой У: тулуп, брус, укус, Русь, пунш, куш, куст, дуст, врун, бурундук, руль, пульс, уксус, фрукт.

Такие игры обогащают словарь ребенка: мы разъясняем лексическое значение незнакомых слов, проверяем слово по словарю и произносим его с правильным ударением.

Эта игра позволит ребенку различать на слух фонемы, что крайне важно для развития фонематического слуха. Можно определить темы, например, сейчас мы будем играть в слова, обозначающие фрукты, овощи, продукты — «Вкусные слова» (по аналогии с игрой «Города»). Тем можно определить много : «Города», «Страны», «Жители стран», «Континенты», «Планеты», «Мебель», «Насекомые», «Птицы», «Животные» (дикие и домашние) и пр. Можно выбрать первый звук в названии предмета (объекта) и на него подбирать слова, можно определить последний звук и подыскивать новое слово по теме.

Игры на развитие лексики и грамматики

Игра «Подбери действие»

Солнце (что делает) — светит, греет, припекает, нагревает, сушит.

Облака — стоят, плывут, надвигаются, проливаются (дождем).

Трава — пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.

Цветы — растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.

Фрукты — растут, созревают, опадают, наливаются.

Птицы — летают, поют, щебечут, радуются; выводят, учат (птенцов, заботятся (о птенцах).

Дети — учатся, играют, загорают, купаются, греются, прыгают, радуются.

Запах — распространяется, разливается, обнимает, восхищает.

Можно поиграть «наоборот»предложить детям узнать объект по действиям.

Игра «Назови одним словом»

Шапка, косынка, шлем, ушанка, кепка — головной убор.

Шуба, пальто, платье, куртка, брюки — одежда.

Ботинки, туфли, сапоги, кроссовки — обувь.

Томат, свёкла, огурец, капуста, баклажан, репа — овощи.

Яблоко, абрикос. груша, манго — фрукты.

Голубика, смородина, малина, вишня, арбуз — ягоды.

Какой это транспорт?

Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход, катамаран, баржа — водный транспорт.

Воздушный шар, самолет, вертолет — воздушный транспорт.

Поезд, электричка — железнодорожный транспорт.

Автомобиль, грузовик, автобус — наземный транспорт.

А как называется человек, который передвигается на транспорте? Пассажир. Пассажирский транспорт.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 16:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Химченко (УИ 372159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД