Наталья Химченко
Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развить речь ребенка – значит, помочь ему овладеть литературными нормами и правилами родного языка, иметь хороший словарный запас (слова разных тематических групп, научить правильно произносить все звуки, свободно выражать собственные мысли, правильно употреблять грамматические формы слов в словосочетаниях и предложениях, составлять небольшие рассказы и свободно пользоваться правилами речевого этикета. Для этого необходимо включить ребенка в чтение хороших детских книг и в игры. В игре – дома или по дороге куда-нибудь – мы учимся правильно слышать и верно отвечать. Не забудем сказать «волшебную фразу» : «Я знаю, как ты будешь рад (а) поиграть со мной!»
Публикация «Развитие фонематического слуха и лексических представлений в игре для дошкольников» размещена в разделах
Игры в слова с какой-либо гласной
Нужно обговорить с игроками, что буква отличается от звука.
Это могут быть слова (существительные) только с буквой А — одной, двумя, тремя. Или только с буквой О, или с И, или с У. Это так интересно!
С буквой А: касса, Мадагаскар, мама, ласка, пальма, факт, файл, лампа, баран, барак, карась, таран, раб, кран, план.
С буквой О: топот, олово, золото, огонь, пот, дрозд, кот, жмот, порт, клок, фонд, просо, блок. бок, долото (правильно ставим ударение).
С буквой И: пирит, кишмиш, линь, кит, фильм, финиш, блики, ирис (конфета, ирис (цветок, Клим.
С буквой Е: берег, тень, шелест, пень, ветер, лес, мел, мель, пен, блеск, треск.
С буквой У: тулуп, брус, укус, Русь, пунш, куш, куст, дуст, врун, бурундук, руль, пульс, уксус, фрукт.
Такие игры обогащают словарь ребенка: мы разъясняем лексическое значение незнакомых слов, проверяем слово по словарю и произносим его с правильным ударением.
Эта игра позволит ребенку различать на слух фонемы, что крайне важно для развития фонематического слуха. Можно определить темы, например, сейчас мы будем играть в слова, обозначающие фрукты, овощи, продукты — «Вкусные слова» (по аналогии с игрой «Города»). Тем можно определить много : «Города», «Страны», «Жители стран», «Континенты», «Планеты», «Мебель», «Насекомые», «Птицы», «Животные» (дикие и домашние) и пр. Можно выбрать первый звук в названии предмета (объекта) и на него подбирать слова, можно определить последний звук и подыскивать новое слово по теме.
Игры на развитие лексики и грамматики
Игра «Подбери действие»
Солнце (что делает) — светит, греет, припекает, нагревает, сушит.
Облака — стоят, плывут, надвигаются, проливаются (дождем).
Трава — пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.
Цветы — растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.
Фрукты — растут, созревают, опадают, наливаются.
Птицы — летают, поют, щебечут, радуются; выводят, учат (птенцов, заботятся (о птенцах).
Дети — учатся, играют, загорают, купаются, греются, прыгают, радуются.
Запах — распространяется, разливается, обнимает, восхищает.
Можно поиграть «наоборот» — предложить детям узнать объект по действиям.
Игра «Назови одним словом»
Шапка, косынка, шлем, ушанка, кепка — головной убор.
Шуба, пальто, платье, куртка, брюки — одежда.
Ботинки, туфли, сапоги, кроссовки — обувь.
Томат, свёкла, огурец, капуста, баклажан, репа — овощи.
Яблоко, абрикос. груша, манго — фрукты.
Голубика, смородина, малина, вишня, арбуз — ягоды.
Какой это транспорт?
Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход, катамаран, баржа — водный транспорт.
Воздушный шар, самолет, вертолет — воздушный транспорт.
Поезд, электричка — железнодорожный транспорт.
Автомобиль, грузовик, автобус — наземный транспорт.
А как называется человек, который передвигается на транспорте? Пассажир. Пассажирский транспорт.