Инна Григорьева
Развитие фонематического слуха дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Публикация «Развитие фонематического слуха дошкольников» размещена в разделах
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г. А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.
Как звучит слово
Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.
В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.
Проводить эти занятия можно таким образом.
1. Взрослый говорит:
— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто. :
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово словно гром.
Скажи потише: «шесть мышат»,
И сразу мышки зашуршат.
Скажи: «кукушка на суку»,
Тебе послышится «ку-ку».
Затем взрослый продолжает:
— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.
2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).
— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.
— А это кто? (на картинке нарисован медведь).
— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.
— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…
3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.
— Шина…
— Машина.
— Ванна…
— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…
— Палка.
— Свечка…
— Печка.
— Кузнец…
— Молодец.
4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?
— Книга – сом.
— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…
— Жук — хлеб.
5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…
— Оля.
— Юра…
— Шура.
6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?
— Зайка-побегайка.
— Хорошо звучит: зайка-побегайка.
Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…
7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!
— Паучок!
— Елки!
— Иголки!
— Петрушка!
— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!
8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!
— Паучок!
— Лесок!
— Песок!
— Лужок!
— Промок!
9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?
— Шапка.
— Хорошо, продолжаем: мак…
— Топор!
Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).
С ребенком можно провести такие занятия.
1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?
2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…
Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.
3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.
4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…
Затем взрослый меняется ролями с ребенком.