Татьяна Абрамова
Игры для развития фонематического слуха у детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся в обычной папке с файлами)и позволяют быстро варьировать задание ребенку (послушать и выделить звук из слова на слух, или звук в слове в определенной позиции,услышать и различить звуки по мягкости-твердости или в смешиваемой паре (с-ш, (р-л, самому придумать слова на заданный звук, выбрать картинку-игрушку с заданным звуком и т. д. Этих заданий огромное кол-во у логопедов, я скорее предлагаю "сюрпризный момент", проблемную ситуацию. Возможно, это поможет молодым начинающим педагогам.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха у детей,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2015
Игра «Самолет»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «с» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Самолет», предметные картинки, в названии которых есть звук «с» и в которых его нет.
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, какой красивый самолет! Только очень грустный. Как ты думаешь, почему? (выслушиваются ответы ребенка). А грустит он потому, что полетать не может. Для того, чтобы он взлетел, у него должен быть груз. Давай поможем самолету, загрузим в него все предметы, в названии которых есть звук «с», пусть летит!
Игра «Сказка»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «с» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Сказка», «драгоценные камушки», сундучок.
Ход игры.
Логопед: - Какая красивая картинка…Куда мы с тобой попали?
Ребенок: - В сказку.
Логопед: - В каждой сказке происходит волшебство. И в нашей оно тоже есть. Посмотри, какая прелестная царевна. Но такой она бывает только ночью. Злая колдунья ее заколдовала. Утром царевна превращается в ящерицу. Мы можем помочь откупиться от злой ведьмы сундуком с драгоценностями. Только одно условие: камушек упадет в сундук, если ты придумаешь слова со звуком «с».
Игра «Заколдованный лужок»
Цель: развивать фонематический слух, различать звуки «з» и «зь» в произношении, автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Цветущий лужок», карточки «пчела» и «пчелка»
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, что нарисовано на картинке? (ответы ребенка)
- Какой красивый лужок. В какое время года он бывает таким? (Летом). Правильно. Летом, когда цветут на лугах цветы и травы, трудятся пчелы и собирают для нас мед. Но наш луг заколдовала Злая волшебница, не могут прилететь сюда пчелы.
- Ты можешь им помочь, придумай слово, которое начинается со звука «з» и сразу большая пчела полетит на луг, а если придумаешь слово со звуком «зь», то и маленькая пчелка тоже сможет полететь и собрать мед.
Игра «Заколдованные пчелы»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Деревенская пасека», карточки «пчела» и «пчелка»
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, что нарисовано на картинке (ответы ребенка)
- Это деревенская пасека, где живут пчелы. Они трудятся, а люди получают от них мед. Но злая волшебница их заколдовала, они забыли путь домой, летают-летают, а вернуться не могут. Давай им поможем.
- Если ты придумаешь слово со звуком «з», одну пчелу расколдуешь и она полетит в свой улей, а если придумаешь слово со звуком «зь», то маленькая пчелка вернется.
Игра «Лягушка и комары»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать звуки «з» и «зь» в словах на слух.
Оборудование: картинка «Лягушка и комары», фишки синего и зеленого цвета
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, какой красивый луг. А кто здесь спрятался?
Ребенок: - Лягушка.
Логопед: - Правильно, это маленький Лягушонок. И он очень голодный. Ты ему можешь помочь. Если услышишь слово со звуком «з», закрой большой комар синей фишкой и Лягушонок «съест» этого комара, а если услышишь слово со звуком «зь», то закрыть надо маленький комарик зеленой фишкой.
II вариант
Цель: автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении, развивать фонематический слух, учить различать звуки «з-зь» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Лягушка и комары», фишки синего и зеленого цвета
Ход игры.
Логопед: - Если ты придумаешь слово со звуком «з», закрой большого комара синим кружочком. Это значит, Лягушонок его поймал. А чтобы поймать маленького комара, надо придумать слово со звуком «з» и закрыть комарика зеленым кружочком. Так и накормишь Лягушонка.
Игра «На День рождения к Ослику»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «ш» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Ослик и Лягушонок»», карточки- разноцветные шарики
Ход игры.
Логопед: - Кто нарисован на картинке?
Ребенок: - Ослик и Лягушка.
Логопед: - А как ты думаешь, почему Лягушонок с цветами? (выслушать ответы ребенка). У Ослика сегодня День рождения. А он грустит, потому что у него нет подарков. Ты можешь все исправить. Придумай слова со звуком «ш» и они тут же превратятся в шарики. И у Ослика будет настоящий праздник!
Игра «Белочка»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» в словах на слух
Оборудование: картинка «Белочка»», карточки «грибы большие»
Ход игры.
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)
Логопед: - Давай ей поможем. Если ты услышишь слово со звуком «р», белка получит гриб.
II вариант
Игра «Белочка»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «р» и «рь» в словах в произношении.
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)
Логопед: - Давай ей поможем. Если ты придумаешь слово со звуком «р», белка получит большой гриб, а если слово со звуком «рь» - маленький грибок.
Игра «Белочка»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «л» (или «ш» или «рь») в середине слова (или в конце) в словах на слух
Оборудование: картинка «Белочка»», карточки «орешки»
Ход игры.
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)
Логопед: - Давай ей поможем. Если ты услышишь звук "л" в середине слова (или «ш» или «рь») белка получит орешек. (Логопед произносит слова, если ребенок правильно определяет место звука, он дает белочке орешек).
II вариант
Игра «Белочка»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л» (или «ш» или «рь») в словах в произношении.
Ход игры.
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)
Логопед: - Давай ей поможем. Если ты придумаешь слово со звуком «л» (или «ш» или «рь», белка получит орешек.
Игра «Волк и Красная шапочка»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звуки «л» и «ль» в словах на слух, автоматизировать звук «л» и «ль» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Волк и Красная шапочка»», карточки елки и елочки
Ход игры.
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Ты знаешь эту сказку? Что хотел сделать Волк? (съесть бабушку и внучку). Ты хочешь, чтобы Волк съел девочку? Тогда давай поможем Красной шапочке спрятаться от Волка. Если ты услышишь слово со звуком «л», здесь тут же появятся елки, а если слово со зв. «л», то появятся елочки. Если много слов придумаешь, много елок вырастет, волк не увидит Кр. шапочку и она сможет убежать и позвать на помощь охотников.
II вариант Игра «Волк и Красная шапочка»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л (или «ль») в словах
Логопед: - Кто нарисован на картинке? Ты знаешь эту сказку? Что хотел сделать Волк? (съесть бабушку и внучку). Ты хочешь, чтобы Волк съел девочку? Тогда давай поможем Красной шапочке спрятаться от Волка. Здесь тут же появятся елки, как только ты придумаешь слово со звуком «л» и елочки,если придумаешь слово со звуком «ль». Если много слов придумаешь, много елок вырастет, волк не увидит Кр. шапочку и она сможет убежать и позвать на помощь охотников.
Игра «Печальные кораблики»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «л» в словах на слух.
Оборудование: картинка «Речной причал», карточки «кораблик»
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, что нарисовано на картинке (ответы ребенка)
- Это речной причал, где стоят на якоре кораблики. Но они грустят. Почему, как ты думаешь? (ответы ребенка)
- Кораблики хотят плавать, но волшебник их приморозил к берегу. Ты можешь им помочь, есть одно условие, если услышишь слово со звуком «л», кораблик отправится в плаванье.
II вариант
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л» в словах в произношении.
Ход игры.
- Ты можешь им помочь, есть одно условие, если придумаешь слово, которое начинается со звука «л», кораблик отправится в плаванье.
Игра «Веселый аквариум»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» (или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении.
Оборудование: картинка «Аквариум», карточки «рыбка Немо»
Ход игры.
Логопед: - Посмотри, какой красивый аквариум! Но что-то в нем не так, правда? Кого же в нем не хватает (рыбок) Тогда давай его заполним вот этими красивыми рыбками. Ты знаешь, это герой какого мультфильма? («Приключение Немо»). Но одно условие, рыбку можно запустить в аквариум только, если ты услышишь слово со звуком «р». Логопед произносит ряд слов, включая слова со сходными по акустическим признакам звуками, ребенок выделяет.
II вариант игры. Игра «Веселый аквариум»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «р» (или «рь») в словах в произношении
Ход игры.
- Условие, рыбку можно запустить в аквариум только если ты придумаешь слово, которое начинается со звука «р».