Екатерина Смельцова
Развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха как одного из компонентов речи на разных возрастных этапах
Основой всей сложной речевой системы, залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения является сформированное фонематическое восприятие. По мнению доктора наук, профессора Розы Евгеньевны Левиной при выборе путей и средств предупреждения и преодоления речевых нарушений у детей ключевыми являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Для овладения звуковой стороной языка важнейшее значение имеет фонематический слух, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом.
За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха : физический и фонематический. Физический слух определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку. Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря фонематическому слуху, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», грустным «ох» и удивленным «ох», цветами «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».
Первым этапом развития фонематического слуха является развитие неречевого слуха, сформированность которого отвечает за точное звукоразличение и, как следствие, звукопроизношение. Поэтому так важно с раннего детства развивать именно неречевой слух, начиная с первой погремушки и добавляя в копилку опыта малыша все новые и новые неречевые звуки. Развитие неречевого слуха является базой для формирования речевого восприятия и потом воспроизведения.
Естественно, что ребенку нужно использовать не только слух, а подключать другие сенсорные системы — видеть предмет, издающий звук, держать в руках по возможности. Не стоит исключать и тренировку с закрытыми глазами без опоры на зрение и проводить анализ звуков только на слух. Важно подключать тренировку ритма. Дети, слушая музыку, начинают подпевать и танцевать — это просто идеально, поскольку идет развитие слуха и ритма. Подключение телесных ощущений ускоряет развитие новых нервных связей. Все эти новые ощущения под влиянием положительных эмоций переходят в долговременную память и используются при дальнейшем обучении! Поэтому — поём и танцуем вместе! Особенно хорошо в этом смысле работают логоритмические песни, хороводы, музыкальные игры-песни.
Фонематический слух надо развивать с самого раннего возраста. Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – зук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту. Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.
Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст. Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.
На неразвитый фонематический слух указывает полное или частичное непонимание обращенной речи: ребенок не может выполнить простые задания, часто переспрашивает или неверно понимает инструкции педагога. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы взаимосвязаны. В 4 года ребенок с нормальным речевым развитием разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания, дошкольник способен выделить первый звук в слове, подобрать слова на заданный звук.
В старшем дошкольном возрасте выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха : дефекты звукопроизношения (замена твердых звуков мягкими; пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло); слабое различие сходных звуков в устной речи.
Как только воспитатель замечает эти тревожные признаки, необходимо проконсультироваться с учителем-логопедом. Причины нарушения фонематического слуха могут быть самые разные, в том числе нарушение физического слуха (слабослышащие и дети с тугоухостью). А в 3 года первичная консультация учителя-логопеда обязательна, поскольку в этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту.
Часть 2
Итак, фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Недостаточное его развитие не только тормозит процесс звукообразования у ребенка (звуки формируются с большой задержкой и часто искажены, но и нарушает формирование звукового анализа, вследствие чего появляются грубые нарушения в письменной речи. Поэтому с целью профилактики тяжелых речевых нарушений у дошкольников надо уделять должное внимание развитию фонематического слуха на всех этапах его формирования.
Специальные игры и упражнения для развития фонематического слуха необходимы всем детям и проходят в несколько этапов. По мнению Е. Ф. Архиповой формирование фонематического слуха
происходит постепенно, в процессе естественного развития.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
1 этап. Узнавание неречевых звуков.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Игры «Что слышишь?» (шорох бумаги, скрип двери, тиканье часов и т. д,
«Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука- помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой- сначала демонстрируют для каждого предмета звучание, шумы, затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая рукой или называя его.
«Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»,
«Угадай что звучит?» (барабан, бубен, колокольчик,.)
2 этап. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
На этом этапе предлагаются игры на развитие способности различать одинаковые слова, звуковые комплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса.
Примеры таких игр: «Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и детеныши»,
«Угадай кто позвонил», «Тихо-громко», «Эхо»
3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу.
«Слушай и выбирай» (крыша-крыса, тачка-точка, удочка-уточка, коза-коса, ком-дом, лак-рак)
«Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (банан, паман, банан, банам, банан). Сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
«Верно-неверно»,
- К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
- У дедушки на груди педаль (медаль)
- Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
- На асфальт упала лень (тень)
- Из трубы идет дом (дым)
- В океане живет кит (кот)
- Спит на заборе кит (кот)
- Дедушка с пасеки принес лед (мед)
- Над чайником шар (пар)
«Кто внимательный?» мегемот-бегебот-дигимот-бегемот-гибидот.
«Найди пару» Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО –КАНАВА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО –КАНАВА
«Послушай и повтори», «Внимательные ушки», «Доскажи словечко»
4 этап - дифференциация слогов;
Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5. Этап. V этап - дифференциация фонем;
Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
«Покажи картинку» Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и- и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и- и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос С Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос С 3. Игра «Выбери правильно» 3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: улица – У. 2. Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т 3. Игра «Назови по порядку» Полный звуко слоговой анализ слова: РАК – Р, А, К. 1. Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: улица – У. 2. Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т 3. Игра «Назови по порядку» Полный звуко слоговой анализ слова: РАК – Р, А, К. 4. Игра «Синий красный» педагог называет звук, а ребё нок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др. 5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох. 6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК. 4. Игра «Синий красный» педагог называет звук, а ребё нок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др. 5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох. 6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
«Составь слово» Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук. Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.
Итак, фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Недостаточное его развитие не только тормозит процесс звукообразования у ребенка (звуки формируются с большой задержкой и часто искажены, но и нарушает формирование звукового анализа, вследствие чего появляются грубые нарушения в письменной речи. Поэтому с целью профилактики речевых нарушений у дошкольников надо уделять должное внимание развитию фонематического слуха на всех этапах его формирования.
.
В словаре под редакцией В. И. Селиверстова дается следующее
определение: «Фонематический слух – это способность человека к анализу и
синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем
данного языка»