Серых Наталья Юрьевна
Развитие физических способностей у дошкольников посредством применения нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Поэтому недаром, народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»
Публикация «Развитие физических способностей у дошкольников посредством применения нестандартного оборудования» размещена в разделах
В наш современный век, особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастает двигательная активность и оптимизм.
В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.
Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
1. Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
2. Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
3. Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
4. Повысить моторную плотность физкультурных занятий;
уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;
5. Развивать чувство цвета и формы;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул акти-визации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам.
В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы легко превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения.
Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Необходимо иметь в группах своеобразные «центры», оборудованные самодельными спортивными снарядами, которые помогают скорректировать осанку и плоскостопие. Дорожка для коррекции стопы должна быть рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после «тихого часа», проходят по ней два-три раза. Данная дорожка состоит из нескольких ковриков: синтетический коврик с колким покрытием, который сегодня можно класть перед входной дверью или в ванной комнате, коврик с пришитыми рядами пуговиц и коврик с пришитыми рядами крышек от пластиковых бутылок.
— «Плетёная дорожка» — дорожка сплетена при помощи шнура способом макраме, колечки обвязываются пряжей и всё это пришивается на лапы тренажера «Осьминожка».
— Тренажёр для развивающий стопу и тренирующий чувство равновесия представляет собой обычную деревянную доску. На одной стороне доски рисуются «следы» детской стопы, а с обратной - крепится деревянный валик круглой формы. Главная задача ребёнка, занимающегося на таком тренажёре, — удержать равновесие на качающейся доске.
— «Мешочки с галькой» — в тряпичный мешочек насыпаны камешки — галька.
— «Массажные коврики» представляют собой коврики из ковролина, с пришитыми шипами, с колечками, шариками; можно расположить их последовательно друг за другом в виде дорожки, использовать на занятиях и в повседневной жизни, в том числе для упражнений после дневного сна.
«Дорожка-змейка» состоящая из брусков поролона, которые соединены в виде кривой линии; используется для грамотного развития ловкости, усовершенствования таких навыков как равновесие, прыжки;
«Дорожка-лестница» собирается из полос тонкого поролона, обшитого дерматином; применяется для упражнений разных видов ходьбы, бега, прыжков, лазания. В процессе занятий, проходящих при помощи нестандартного физкультурного оборудования, могут создаваться достаточно усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Массажеры используются для того, чтобы укрепить мышцы стопы и предотвратить развитие плоскостопия. «Стопа — это фундамент, на котором стоит здание — ваше тело» — утверждение Гиппократа. К сожалению, у большинства современных детей возникает всё больше проблем «с фундаментом». Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желёз, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятии по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить, босиком по разным поверхностям.
Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду можно организовать «Тропу здоровья». Она должна, оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать стопы. Тропа здоровья это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе здоровья, задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру, ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.
Основными целями организации тропы здоровья являются:
-профилактика плоскостопия;
-улучшение координации движения;
-улучшение функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
-повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
-улучшение эмоционально-психического состояния детей;
-приобщение детей к здоровому образу жизни.
Тропа здоровья, делится на участки, которые имеют разные сектора:
-ребристая доска;
-песчаную поверхность;
-окрашенные кирпичики;
-крупный гравий;
-массажный коврик;
-донышки пластиковых бутылок;
-солевая дорожка;
-пробки от пластмассовых бутылок;
-мелкий гравий;
-сосновые шишки;
-дубовые желуди;
-поверхность с керамзитом;
-спилы деревьев;
-плескательный бассейн.
Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья, обеспечивает последовательное воздействие на биологически - активные зоны подошвенной части стопы.
Нестандартное оборудование должно быть :
1. Соответствовать гигиеническим и техническим требованиям:
2. Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно.
3. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
4. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
5. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
Основные принципы использования нестандартного оборудования :
Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения.
Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличивается двигательная активность детей, возростает интерес детей к занятиям физкультурой, улучшается техника выполнения движений.