Ксения Степанкова
Развитие феномена гиподинамии у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В 21 веке антиподом признаков гиперактивности маленького ребенка является гиподинамия. Этот термин с латинского языка переводится как «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности маленьких дошколят, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Хотя именно в младшем дошкольном возрасте закладываются представления и основы по ЗОЖ, практические навыки и умения при выполнении физических упражнений, которые в дальнейшем ребенок применяет в своей игро-образовательной деятельности. У маленьких ребят ведущей деятельностью является игра, через призму которой ребенок воспринимает конкретную информацию. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием.
Публикация «Развитие феномена гиподинамии у младших дошкольников» размещена в разделах
Без физической работы мышцы ребенка со временем слабеют. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, ряд расстройств нервной системы, нарушается обмен веществ.
Исходя из личных наблюдений, ребята плохо производят, например, дыхательную гимнастику при ходьбе и беге, при выполнении конкретного физического упражнения, или вовсе забывают про нее. Следовательно, задача инструктора – грамотно напомнить алгоритм правильного дыхания. Вторая особенность – «неработа» рук при ходьбе и беге, где должны участвовать верхние конечности.
С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная и мышечная масса, в последующем страдают суставы и позвоночник. Длительное пребывание в однообразной позе, либо неудобное положение лежа с телефоном или планшетом в руках, могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Гиподинамия задерживает формирование организма, существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Частые респираторные заболевания у гиподинамичных детей связаны с плохой вентиляцией легких, отсутствием свежего воздуха.
Актуальным, висящим в воздухе, остается вопрос - как бороться с гиподинамией у детей в раннем возрасте?
Порой здесь виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от мультиков из интернета, и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение интернетом ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.
Следствием малоподвижного образа жизни может являться избыточный вес малыша.
Уже в 1-2 года можно приучать маленького ребенка делать зарядку, начиная с простых физических упражнений в домашних условиях.
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. И, действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, системные занятия физкультурой, физический труд, пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой дошколят, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.
Ответом на выше поставленный вопрос является комплексное решение проблемы, а именно тесное рабочее сотрудничество родителей, детей и педагогов ДОУ и нахождение путей по предупреждению гиподинамии.
Деятельность маленького ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Двигаясь, еще маленький ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и активно действовать в нём. Движения формируют смелость, выносливость, решительность малыша.
Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми данными. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей в раннем возрасте.
Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. «Грамотная» двигательная активность маленьких ребят обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ему характеристики собственного тела, формирует быстроту и ловкость, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования.
Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в сюжетную ситуацию, через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё «Я» по прямым усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, хочется отметить основную задачу перед маленьким дошкольником – «постройка» двигательных игровых отношений на фундаменте физических упражнений и активной подвижной деятельности.
Хочется дать следующие рекомендации:
- активно заниматься любым видом спорта (желательно совместно с ребенком) : плаванием, танцами, велосипедными прогулками, гимнастикой и т. д.
- регулярно совершать пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе;
- играть в интеллектуальные игры, соответствующие возрастным особенностям;
- создать спокойную обстановку дома и в образовательном учреждении;
- дарить маленькому ребенку свою любовь, внимание, заботу;
- принимать витаминные препараты;
- соблюдать полноценный, сбалансированный рацион питания.
Коррекция гиподинамии у детей — процесс долгий и трудоемкий, требующий большого терпения и ежедневной систематической работы ребенка, родителей и педагогов ДОУ.