Наталия Петрова
Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья ребенка является основной задачей его полноценного развития. Вы знаете, что здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. У детей младшего дошкольного возраста отмечается огромный интерес к движениям.
Поэтому, работая с детьми младшего возраста, я особое внимание уделяю двигательной активности в режиме дня. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности.
Публикация «Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.
Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.
В нашем дошкольном учреждении существует режим двигательной активности, который представлен на экране. Он включен в образовательную программу учреждения. В нем определены формы двигательной активности, периодичность по каждой возрастной группе.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Проанализировав самостоятельную деятельность младших дошкольников, сделала вывод, что дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Поэтому я постаралась подобрать надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, жизненной активности.
Этот ключ – движения.
Основные задачи, которые я поставила перед собой:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- психо-эмоциональное развитие;
- работа с родителями по формированию здорового образа жизни.
Режим дня нашей группы предусматривает разнообразную деятельность детей в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей и состоянием здоровья.
Особое место отводится правильной организации двигательного режима детей в течение дня, поскольку двигательная активность в младшей группе должна составлять не менее 60% от периода бодрствования. Поэтому большое внимание должно уделяться двигательной активности детей в режимных моментах.
В группе имеется сетевое планирование, которое включено в образовательную программу. В нем определено планирование различных видов деятельности в течение недели и в течение дня. Например, индивидуальная работа по развитию движений проводится 3 раза в неделю в утреннее, вечернее время и на прогулке. Хороводные игры планируются 2-3 раза в неделю на прогулке, в утреннее и вечернее время, подвижные игры – каждый день на прогулке, игры малой подвижности в группе – 2-3 раза в неделю и т. д.
Вечером я, как воспитатель, готовлю оборудование и материалы для проведения разнообразной работы с детьми по плану следующего дня. Утро встречает малышей сюрпризами, например, их ждет веселая змейка, которая приглашает их в путешествие в мир животных. Или в группе мы с детьми строим невысокие башенки из кубиков, через которые они должны перешагнуть. Иногда дети должны решить проблемную ситуацию: через низкие башенки можно перешагнуть, а через высокую? Дети должны подумать, какое движение можно выполнить с высокой башенкой (например, обойти ее или покружиться около нее).
В группе имеется достаточно оборудования для такого рода двигательных заданий.
Дети в нашей группе с удовольствием бегут на утреннюю гимнастику, которая проходит в игровой форме. Инструктор по физкультуре составляет комплекс в соответствии с комплексно-тематическим планированием, включает в него, кроме вводной и основной части веселый тренинг, который проводится в течение 1-2 минут в форме игровых упражнений. Например, «Ах, ладошки вы, ладошки», «Танец медвежат», «Колобок». Все упражнения утренней гимнастики имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев.
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания.
Режим двигательной активности предусматривает двигательную разминку во время перерыва между занятиями или после занятия статического характера. Она составляет 5-6 минут и представляет собой либо игру малой подвижности, хороводную игру, либо двигательное задание на имитацию движений животных.
3 раза в неделю проводится занятие по физической культуре: 1 раз совместно с инструктором по физкультуре, 2 раза занятие проводит воспитатель. Занятия по физической культуре проводятся в разной форме: традиционной, игровой, сюжетной в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В начало занятия включаем не просто разминку, а занимательную разминку, которая включает в себя ходьбу, бег с несложными игровыми заданиями, например, во время ходьбы достать рукой до платочка или султанчика, который держит воспитатель или пройти на четвереньках, как муравьишки. Для упражнений разминки используем рифмованные фразы.
Муравьишки, муравьишки,
Вы как будто бы из книжки.
Вместе весело и дружно
Строим домик очень нужный.
Общеразвивающие упражнения проводятся в игровой форме, с предметами и без них. Мы стараемся предметам, с которыми занимаются дети, дать названия. Например, массажные мячики – это ежики, колечки - это солнышки и т. д. Используем предметы по сезону: листочки, снежинки, цветочки. Дети с удовольствием занимаются с многофункциональным игровым пособием «Живые резиночки». В качестве пособий для общеразвивающих упражнений используем такие нетрадиционные предметы, как ведерки, крышки от ведерок.
В конце занятия используем около выхода из зала массажные коврики или кочки: дети несколько секунд стоят на них, загадывают желание или говорят, что им понравилось сегодня на физкультурном занятии.
Благодатное время для развития движений – это прогулка. Во время сборов на прогулку я настраиваю детей на то, что сегодня прогулка будет интересной и необычной: в раздевалке с ними собачка или белочка, которые потеряли своих друзей. Выйдя на прогулку, дети помогают их искать: собачка спряталась под деревом. Дети ищут собачку, а я с ними беседую о деревьях (у дерева есть ствол, листья осенью опали). Нашли собачку и поиграли с ней в игру «Все к дереву беги!». Затем дети находят игрушечного медвежонка, который спрятался за деревом. Сравниваем дерево и кусты: дерево высокое, кусты низкие, у дерева один ствол. Находим медвежонка и имитируем его ходьбу. Всех зверюшек нашли и играем с ними в сюжетную игру «В гостях у собачки».
В группе есть дети, которые любят тихонько посидеть и не проявляют активности и дети сверхподвижные, поэтому использую разный подход к ним: для малоподвижных детей придумываю разнообразные задания: даю роль в подвижной игре, предлагаю пройти по дорожке из обручей, попрыгать, как зайчик, а для гиперподвижных предусматриваю смену деятельности: побегал, а теперь помоги мне собрать листочки с участка или вместе строим башенку из песка.
В конце прогулки 2 раза в неделю провожу дозированную ходьбу (или терренкур). В младшем дошкольном возрасте она составляет 15-20 минут. Дозированная ходьба снимает напряжение, расслабляет, способствует плавному переходу от активного бодрствования к подготовке ко сну, способствует дозированию нагрузки: часть пути можно пройти в медленном темпе, часть – в быстром, тренирует все основные функциональные системы организма. Дозированная ходьба упражняет детей в ходьбе, способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Расстояние – от 500 до 600 м. Во время ходьбы проводим беседы (о погоде, времени года, о птицах, животных, наблюдения за растениями, которые встречаются по дороге, играем в малоподвижные игры («Ниточка и иголочка», «По ровненькой дорожке», «Воробьи», «Мы – осенние листочки», «Едет, едет паровоз» и др.).
Большую роль играет и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке. Чтобы дети бесцельно не бегали на прогулке, я готовлю для них оборудование и игрушки. Маленькие дети часто не могут сами придумать движения с пособиями, которые им предоставлены в свободное пользование. Поэтому, если я вижу, что ребенок использует предмет не по назначению, включаюсь в его самостоятельную игру. Например, дети бесцельно разбрасывают обручи по участку. Я беру обруч, раскручиваю его, при этом говорю: Обруч мой, покружись, всем ребяткам покажись»! – и толкаю его рукой. Обруч катится, дети его догоняют. Или строю из обручей дорожку, по этой дорожке прыгает зайка, говорю: Зайка прыг, зайка скок, а за ним ребятки! А теперь догоните зайку.
Детям дошкольного возраста, особенно младшим дошкольникам, трудно быстро переключиться от одного состояния к другому. Поэтому после дневного сна мы проводим с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. В младшей группе гимнастика пробуждения занимает около 5 мин.
После сна также проводим такую форму двигательной активности как «позы животных», направленная на получение детьми положительных эмоций, в младшей группе она проводится в течение 2 мин.
2 раза в месяц проводим физкультурные развлечения. Одно – инструктор по физкультуре, одно проводит воспитатель. Развлечение обычно проводится с музыкальным сопровождением. В развлечения включаются подвижные, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, релаксационные игры. Привлекаем к проведению развлечений родителей. Это сплачивает семью, способствует более тесному взаимодействию детского сада и родителей.
Я знакомлю родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информирую о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлекаю родителей к участию в различных совместных физкультурных мероприятиях.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, физкультурные развлечения, праздники здоровья, информация в родительских уголках, беседы, личный пример педагога, практические показы (практикумы).
Физическая активность в младшем возрасте направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от состояния движения. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности, и, таким образом, получить психологическое удовлетворение. помимо удовлетворения естественной потребности в движении.
Такие игровые задания повышают у детей интерес к физкультурным видам деятельности, регулируют двигательную активность детей, развивают движения, творчество, способствуют развитию эмоционального мира малышей.