Елена Тимофеева
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка, расширение кругозора, воображения, фантазии у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Также в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка, расширение кругозора, воображения, фантазии у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Нравственно-патриотическоевоспитание результат длительный. Самых маленьких детей в первую очередь необходимознакомить с малыми формами фольклора. Использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям. Народные песенки, потешки, пестушки, сказки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры. Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
В работе с малышами используем разные виды народного творчества.
Правильно подобранныеприбаутки,потешки помогают установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Потешкиобыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом, дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка. С помощью потешек мы вводим ребенка в мир, учим его жить.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки. В адаптационный период используем потешки: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!», «Петушок, петушок, золотой гребешок…»; «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…», «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В раннем возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый. Используем сказку в непосредственной организованной деятельности: познанию по развитию речи, ознакомлению ребенка с окружающей средой, художественным творчеством (лепкой, рисованием, конструированием, физической культурой.
В работе c детьми используем народные игры подвижные игры «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору». Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки».
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, куважению всеми принятых условий игры.
Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста, мы стараемся учитывать все стороны жизни ребенка. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:
• на прогулке «Здравствуй осень», «Дождик», «Как на тоненький ледок …», «Валенки», «Наша Маша», «Уж ты зимушка-зима», «Солнышко»;
при умывании («Водичка, водичка»);
• при причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»;
• кормление («Травка – муравка», «Умница, Машенька, ешь кашу сладеньку, вкусную душистую», «Ладушки - ладушки»);
• одевание на прогулку («Варежки Вареньки» и др. ,
• укладывание на дневной сон («Вот и люди спят», «Баю, бай»);
• бодрящей гимнастики после сна: «Потягуни - потягушечки»;
• при проведении утренней гимнастики, динамических пауз.
Фольклор широко используется приознакомления с окружающим:
• части тела («Ладушки», «Что за шум, что за рев);
• дом, семья («Баю, бай», «Пальчик, мальчик»);
• игрушки («Чики-чикалочки»);
• фрукты, овощи («Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»);
• дикие животные («Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке» и др.);
• домашние животные («Как у нашего кота», «Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку» и др.);
• птицы («Петушок», «Курочка-рябушечка», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет» и др.).
В работе с детьми раннего возраста мы используем народное творчество в разных формах работы:
• Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности.
• Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.
• Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
• Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
• Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.
• Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
• Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.
• Создание предметно-развивающей среды : библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.
Вывод. Мы убеждены, что фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Каковы же результаты использования в работе фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.