Елена Суркова
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Значительные трудности в овладении навыками диалогической речи у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной диалогической и монологической речью.
Публикация «Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В ряду проблем речевого развития детей исследователи выделяют две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самостоятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. И все-таки диалогу со сверстником, со взрослыми, как показывают исследования, нужно учить, учить языковым играм, учить словесному творчеству.
Свою работу мы строили от простого к сложному, опираясь на разные методы и приемы. В начале работы большое внимание уделялось нами дыхательным и голосовым упражнениям. Детей учили длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. С самого начала работы использовали упражнения, направленные на развитие моторики, особенно мелкой. Так как мы знаем, что исследованиями, например, М. М. Кольцовой установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук (Нанизывание бус, «пришивание пуговиц» - шнуровка, «сшивание картинок».)
Правильно учились держать карандаш, делали первые штриховки. Пальчиковая гимнастика так же нашла свое место в нашей работе. Пример: занятие на тему: «Фрукты».
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел. Указательный с порога указал ему дорогу, средний палец – самый меткий. Он сбивает сливы с ветки. Безымянный - собирает, а мизинчик – господинчик – в землю косточки бросает. Работая с текстом и пальцами одновременно, дети запоминали слова быстро и с удовольствием.
Параллельно проводили работу по формированию у детей умения слышать и понимать обращенную к ним речь, накопления речевых средств (постепенное увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм, а так же на занятиях знакомили детей с различными эмоциональными состояниями, эмоциями (радость, удивление, горе, страх, гнев). На этих занятиях использовали схемы, пиктограммы эмоциональных состояний, формировали умение передавать заданное эмоциональное состояние. Например, мимическая гимнастика, как часть занятия по артикуляционной гимнастике с использованием зеркала. Игры: «Мама и детеныш», «Наседка и цыплята»
Проводили работу по формированию воспроизведения ритма звуков и речи. Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков. В работе использовали упражнения З. Е. Агранович. Работали над формированием восприятия выразительности речи, использованием междометий в экспессивной речи. Проговаривание с нужной интонацией междометий: «Ай-ай-ай!», «Ох!», «Фу!», «Ой!», «Ух!», «О!», «Ух, ты!», «А-а-а!», на материале стихотворений, читаемых логопедом.
Вырабатывали у детей умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи (стихотворения, игры – драматизации сказок «Репка», «В гостах у Шуршика», «Теремок».)
Большое внимание уделялось работе над словообразованием. Это образование слов с ласкательным значением, как существительных, так и прилагательных (игры «Ласковые имена», «Скажи ласково» и др.). Образование слов – антонимов существительных и прилагательных (в играх «Скажи наоборот», «Вредный Буратино» и др.). Работа проводилась по обучению умения образовывать словосочетания. Добавления слов в словосочетания («умная собака, голова, девочка и т. п.»). Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени («суп вкусный – торт вкуснее – мороженое самое вкусное»). Образование словосочетаний с синонимическими близкими словами («печальный ослик – грустный пес»). Образование словосочетаний со словами противоположного значения («хороший день – плохой день и т. д.»). Эту работу мы проводили через игры: «Про кого так говорят», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Подбери красивое слово» и др.
Далее велась работа по умению составлять предложения (игра «Подружи слова» - детям предлагались отдельные слова, а они должны составить из них предложение.) Причем сначала были только короткие слова (Мышка, кошка ловит. Каша Маша ест., а далее мы предлагали слова и предлоги (Галка, забор, на). Очень трудна эта работы была для детей с более сложным нарушением слоговой структуры, чем у других детей. Потом предлагали распространение предложений с помощью синонимов и антонимов (игра «Скажи наоборот» Заяц добрый, а волк злой). Исправление грамматических ошибок в предложении. (Яблоки упали на яблоню. Злой собака громко рычать).
На всех этапах работы большое место мы отводили дидактическим играм, которые проводили как на занятиях, так и вне их. Дидактические игры очень полезны для усвоения любого материала. Они позволяют нам обеспечить нужное количество повторов при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию. Дидактические игры помогали нам учить детей связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать собеседника, т. е. учили их не только говорить. Но и общаться со сверстниками и взрослыми.
На втором этапе работы большое место уделяли обучению детей умению задавать вопросы. Это мы делали, играя с детьми в игры «Отгадай, что за ширмой?», «Отгадай, что в корзинке?», «Спроси и ответь» и др. А также использовали работу с закрытой картиной. Цель работы с закрытой или спрятанным предметом – научить задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы, обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникативную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. Дети, пытаясь задавать вопросы, постигали основную коммуникативную сущность вопроса, как одного из главных компонентов речевого общения в дальнейшем. Детям очень нравилось отгадывать, что может быть на картине, поэтому они активно работали, пытаясь правильно поставить вопрос. Сначала это было очень сложно и взрослый подсказывал, как спросить, а дети лишь повторяли вопрос. Потом ребята начали сами задавать вопросы.
Далее эта работа соединилась с предметно практической деятельностью. Пример: сначала дети отгадывали, из каких частей состоит предмет, его детали, цвет, форму, потом рассматривали натуральный предмет и лепили его. («Чайная посуда», «Игрушки», «Колобок»).
Работа с закрытыми объектами велась по трем основным направлениям:
• Содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;
• Содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;
• Степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.
Первоначально используется простой по форме спрятанный предмет, проводится лепка этого предмета (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки.) Дети уже в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок и т. д. Далее используют картинку, ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза). Это можно использовать, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания. Мы, например, использовали этот прием, когда изучали тему «Овощи». После знакомства с названиями овощей, их цветом, формой, вкусом, величиной и обобщающим понятием проводили занятие со спрятанным предметом. Дети задавали вопросы: «Это огурец? Это помидор? Это репка? И т. д.», а, выяснив, лепили этот овощ. Потом рисовали. (Фрукты)
По мере того, как ребята овладевали вопросно-ответной формой речи, логопед уменьшал помощь при формулировке вопроса, так как дети привыкали делать это самостоятельно.
После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно проводился анализ их работ. При анализе работ нельзя акцентировать внимание детей на небрежности исполнения, неумении рисовать или изящно лепить. Здесь главное – точность исполнения по описанию (цвет, форма, и т. д.). Мы выбирали 2-3 работы без ошибок, 2-3 работы с ошибками и располагал их рядом с оригиналом. Педагог помогал дошкольникам сравнить и выяснить, какие рисунки верные (правильные, а какие нет, т. е. опять использовалась диалогическая форма речи.
Кроме этих приемов большое внимание в нашей работе уделяли играм-драматизациям, причем применяли их, начиная от простых к более сложным. Сначала обыгрывались короткие стихи (Что ж ты, еж, такой колючий, знакомые простые по содержанию сказки («Репка», причем дети с более сложными речевыми дефектами тоже принимали участие, но роли их больше требовали эмоциональных возгласов, движений, чем выразительной и правильной речи. Это способствовало тому, что дети, выполняя роль, избавлялись от скованности, замкнутости, стеснительности, проявляли активность в общении со взрослыми и детьми. Дети с удовольствием разыгрывали стихотворный текст по ролям. В этом случае у них закреплялось умение правильно произносить звуки в словах, развивалась выразительность и эмоциональность. У ребят увеличивалось желание выполнять свою роль, заинтересовывать сверстников, развивалась разговорная речь, умение выслушивать своего напарника, вовремя вступать в диалог.
Очень нравилось детям инсценировать сказки, где они выполняли свою роль под музыкальное сопровождение, имитируя движения своего героя, его характер. Некоторые инсценировки были представлены родителям на утренниках, развлечениях.
В заключительной части мы использовали в работе те же методы и приемы, но делали это с целью закрепления изученного материала, расширения полученных знаний, умений. Например, инсценировали сказку «Теремок» в стихах, использованием музыкального сопровождения. В инсценировке принимали участие все дети. Исполняли роли: лиса – Соня С., заяц – Тимур С., медведь – Влад Б., собака – Сережа Г., Петух – Вадим М., авторы – рассказчики – Оксана К., Миша П. Остальные дети были зрители, но перед инсценировкой они загадывали загадки о героях сказки с постановкой вопросов в конце, участвовали в заключительном хороводе вместе с героями сказки. Сказку «Теремок» дети показали ребятам других групп, родителям. Были довольны как зрители, так и участники инсценировки.
В процессе своей работы, мы сотрудничали с родителями детей. Были проведены индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей, где рассказывали о нашей работе, ее важности и необходимости для детей, подчеркивалась их решающая роль для закрепления положительных результатов занятий. Проводилась консультация на тему: «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?» В уголке для родителей давались советы и пожелания о том, как беседовать с ребенком.
После проведенной коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей пяти-шести лет с ОНР и реализовав ее на практике можно выделить следующее.
Дети стали лучше общаться друг с другом, с желанием делятся различными впечатлениями, интересными событиями, которые произошли в их жизни. Ребята стали быстрее объединяться для игры и распределять роли между собой. Они с интересом работают с закрытым предметом или картиной. Дети лучше идут на контакт не только со знакомыми взрослыми, педагогами, но и малознакомыми людьми (родители других детей). Повысилась активность в дидактических играх, полюбились игры со словами, а также большой интерес вызывают инсценировки стихов, сказок, коротких произведений.
Разработанные нами мероприятия позволили детям с различными возможностями и психофизическими особенностями преодолевать застенчивость, неуверенность в своих силах, максимально проявить себя. У ребят развивается наблюдательность, устойчивость внимания, увеличивается объем запоминания, т. е. коррекция психических процессов приобретает положительную динамику.
Оптимальные условия для развития диалогической речи у детей с ОНР создаются в процессе педагогической коррекции. Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении ребенка и взрослого, ребенка с другими детьми в повседневной жизни, в специально подобранных подвижных играх со словами, различных дидактических играх, инсценировках, которые сочетаются с формированием речи на специально организованных занятиях. Для этого должно быть уделено внимание развитию у детей понимания речи, уточнению значения слов, умению задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу, составлять рассказы, а также в предметно – практической деятельности. Необходимые условия для развития разговорной речи – речевая среда в детском саду и в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развития новых умений разговорной речи.
Практический материал для работы:
Стихи – диалоги.
Диалог. Лягушкины покупки.
- Ножки, ножки, где вы были? - Откуда ты идешь,
- За грибами в лес ходили. Лягушка- квакушка?
- Как вы, ручки, хлопотали? - С базара домой,
- Мы грибочки собирали. Дорогая подружка.
- А вы, глазки, помогали? - А что ты купила?
- Мы искали, да смотрели – - Всего понемножку:
Все пенечки оглядели. – Купила ква-пусту,
(Народная потешка) Ква-соль и ква-ртошку.
Диалог. (И. Анденко)
- Был сапожник?
- Был. Белкины карманы.
- Шил сапожки? - Белка, где твой склад грибов?
- Шил. - По карманам у дубов!
- Для кого сапожки? - Где домишко твой?
- Для соседской кошки. - В сосне.
- А постель?
- Постель на мне!
(Н. Галиновская)
Медведь.
- Ты куда идешь, медведь?
- В город, елку поглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму, в свое жилье.
- Что ж не вырубил в лесу? - Жалко, лучше принесу. (Г. Виеру)
Игра «Лиса и волк».
Цель: Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Развитие диалогической речи.
Оборудование. Два костюма (волка и лисы). У лисы рыжий комбинезон, у волка серый.
Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой – волка.
Серый волк в густом лесу
Встретил серую лису.
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк. Ничего идут дела.
Голова еще цела.
Лиса. Где ты был?
Волк. На рынке.
Лиса. Что купил?
Волк. Свининки.
Лиса. Сколько взяли?
Волк. Шерсти клок –
Отодрали правый бок.
Хвост отгрызли в драке.
Лиса. Кто отгрыз?
Волк. Собаки.
Лиса. Жив ли, милый куманек?
Волк. Еле ноги уволок.
Как, кума, твои дела?
Лиса. На базаре я была.
Волк. Что ты так устала?
Лиса. Уток я считала.
Волк. Сколько было?
Лиса. Семь с восьмой.
Волк. Сколько стало?
Лиса. Ни одной.
Волк. Где же эти утки?
Лиса. У меня в желудке.
Подвижная игра «Коршун».
Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном - говорит воспитатель.
- Коршун, коршун, что ты делаешь? – спрашивает наседка.
- Ямочку копаю, - отвечает коршун.
- Что в ней ищешь?
- Камешек.
- Зачем тебе камушек?
- Чтобы носик точить.
- Зачем тебе носик точить?
- Чтобы твоих деток клевать.
«Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, - продолжает воспитатель. – Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну». Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.
«Лиски» (подвижная игра)
Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять умение в диалогах развивать тему разговора.
Ход игры. Дети выбирают лиса – ведущего. Остальные становятся в круг и кладут возле себя лисят ( ими может быть любой предмет: мячик, кубик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:
- Где был?
- В лесу.
- Кого поймал?
- Верни лиску мою.
- За так не отдам.
- За что так не отдам.
- За что отдашь – скажи сам.
- Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут по кругу в противоположные стороны. Хозяином лисенка становиться тот, кто имеет свободное место в круге. Проигравший водит. Бегать можно по внешней стороне круга.
Пересказ по ролям. «Белка и волк» (по Л. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы все на елках прыгаете.
Белка ответила:
- Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу. А то я боюсь тебя.
Волк отпустил белку, а белка с ели сказала:
- Тебе оттого скучно. Что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого. Что мы добры и никому зла не делаем.
Игра – драматизация «Заюшкина избушка».
В лубяной избушке,
На лесной опушке
Жил да был Зайка маленький,
Там в тепле он, да в весели.
Как мне весело зимой
Жить в избушке лубяной.
Здесь всю зиму до весны
Буду жить, не знать беды.
А напротив жила Лисонька.
В ледяной она избушке жила,
В доме печку топила она,
Пироги, да оладушки пекла.
Я Лисичка, рыжий мех,
Я в лесу хитрее всех,
В доме снежном я живу,
Песни звонкие пою,
До весны здесь буду жить,
В гости к Заиньке ходить.
До весны они дожили без забот,
А потом все пошло наоборот:
У зайчишки – то избушечка цела,
А у Лисоньки растаяла!
Ну, а как приключилась та беда,
Да лисичкина избушка уплыла,
К зайке в домик Лисичка пришла
И обманом Зайца выгнала.
Ты пусти, пусти меня в избушку,
Сам же выйди погулять, Заяц на опушку.
Зайка слезы горьки начал лить,
У зверюшек стал он помощи просить:
«Помогите вы мне добрые друзья,
Да избавьте уж от Лисоньки меня!»
Ты, Лисица, не хитри. Гав! Гав! Гав!
Ты скорее уходи! Гав! Гав! Гав!
Зайку ты не обижай,
Быстро дом ему отдай!
Помогали ему звери как могли,
Но лису из дома выгнать не могли.
Очень сами испугалися Лисы,
От нее бежать пустилися они.
Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече,
Хочу лису посече! Пошла, лиса, вон!
Тут Петух с косою мимо шел,
Выгнал Лисоньку из дома быстро вон.
Стали в той избушке жить,
Зайке больше было не о чем тужить!
Вот прогнали мы Лису,
Пусть живет теперь в лесу.
А мы вместе будем жить,
Петь, трудиться, печь топить.
Все дети строятся в круг, танцуют.
Игра – инсценировка «Белка и зайчик».
Белка: Почему ты, зайчик грустный?
Зайчонок: Потерял кочан капусты.
- А какой?
- Вот такой…Круглый, белый и большой.
- Ну-ка, зайка-шалунишка, дай потрогать животишко! Он тугой, как барабан!
- Значит съел я свой кочан и забыл.