Софронова Галина Ивановна
Развитие детей раннего возраста посредством сенсорно-моторных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях жизни общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности ребенка. Все получаемые ребенком знания рассматриваются не как главная цель, а как средство развития личностных качеств. Сенсорно-моторное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Развитие детей раннего возраста посредством сенсорно-моторных игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорно-моторным воздействиям. Упущения в формировании сенсорно-моторной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорно-моторного развития в раннем возрасте очень важно. Сенсорно-моторное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что и составляет основу сенсорного воспитания. Таким образом, сенсорно-моторное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорно-моторной культурой человека. Проблема сенсорно-моторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
О том, что в первую очередь у ребёнка нужно развивать мелкую моторику и сенсорику в наше время написано немало трудов учёных, так как все без исключения пришли к одному и тому же выводу, что формирование правильной речи наступает тогда, когда мастерство рук достигает точности и слаженности. То есть под влиянием импульсов от кончиков пальцев развивается речь ребёнка. А значение сенсорно - моторного развития состоит в том, что оно является фундаментом интеллектуального развития.
И именно ранний возраст считается самым благоприятным и плодотворным временем для того, что бы заложить и развить умственные и речевые способности малыша. Отставание в развитии мелкой моторики у дошколят препятствует овладению речи.
Работа воспитателя группы раннего возраста, направленна именно на формирование и развитие сенсорно - моторного аппарата ребенка. Свою работу в детском саду я строю, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малышей, приходящих в детский сад. А в этом возрасте самое большое значение имеют игры и упражнения, которые в свою очередь помогают развивать познавательные потребности детей через сенсорно - моторную деятельность.
Игра является для ребёнка основным видом деятельности, который помогает ему раскрыться, проявить инициативу и творческую активность. Чем больше дети играют, тем больше они познают мир, а значит, тем более развит их сенсорно - моторный опыт, а в следствие чего это поможет им дальше учиться и развиваться.
Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом окружающей действительности, ребёнок должен его изучить, то есть совершать какие-либо моторные действия с этим предметом. Осуществлять с предметом какие - либо физические манипуляции ребёнок не сможет, если просто моторно к этому не готов. И чем раньше мы дадим в его руки что- то новое, совсем неизученное, тем быстрее и лучше разовьется его сенсорно - моторный навык.
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мой опыт работы по сенсорно - моторному развитию детей группы раннего возраста через игры и упражнения, которые я использую в своей ежедневной педагогической практике.
Игры и упражнения направленные на развитие сенсорно - моторных качеств детей раннего возраста :
«Тетрис для самых маленьких», «Подбери колёса к машине», «Закрути – открути», «Прищепка тут, прищепка там» - цель: развитие мелкой моторики рук, обучение детей умению соотносить цвета и формы путем подбора, воспитание усидчивости, стимулирование речевой активности детей.
И ТД ВСЕ ИГРЫ РАЗБИТЬ НА ГРУППЫ ПО ОДИНАКОВЫМ ЦЕЛЯМ
«Тетрис для самых маленьких»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета и формы путем подбора.
3. Воспитание усидчивости
4. Стимулирование речевой активности детей.
«Подбери колёса к машине»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
3. Воспитание усидчивости
4. Стимулирование речевой активности детей.
«Закрути – открути»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
3. Воспитание усидчивости
4. Стимулирование речевой активности детей.
«Прищепка тут, прищепка там»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
3. Воспитание усидчивости и целеустремлённости.
4. Стимулирование речевой активности детей.
«Что я ем?»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук и познавательного интереса к животным.
2. Обучение детей умению соотносить животное к поедаемой им еде.
3. Воспитание усидчивости и целеустремлённости.
4. Стимулирование речевой активности детей.
«Где я живу?»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Стимулирование речевой активности детей.
3. Воспитание усидчивости и внимания.
4. Обучение детей умению соотносить животное к его среде обитания.
«Кто в домике живёт?»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие познавательного интереса
3. Стимулирование речевой активности детей.
4. Воспитание усидчивости и внимания.
«Тактильный планшет»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие тактильного восприятия у детей.
3. Формирование представлений об особенностях предмета (твердое, мягкое, гладкое, пушистое, шершавое).
«Резиночный планшет»
Цель:
1. Развитие пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий «вверху», «внизу», «Справа», «Слева»
2. Развитие мелкой моторики рук.
«Массажные варежки»
Цель:
1. Снятие мышечного напряжения
2. Снятие усталости и тонуса мышц
3. Улучшение эмоционального состояния ребёнка
«Варежки антистресс»
Цель:
1. Снятие мышечного напряжения
2. Снятие усталости и тонуса мышц
3. Улучшение эмоционального состояния ребёнка
«Осьминожка»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие тактильного восприятия у детей.
3. Воспитание усидчивости.
4. Обучение умению накручивать ленту на объект.
«Укрась зонтик»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
3. Воспитание усидчивости и целеустремлённости.
«Бассейн для эмоциональной разрядки»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие тактильного восприятия у детей.
3. Снятие мышечного напряжения
4. Снятие усталости и тонуса мышц
5. Улучшение эмоционального состояния ребёнка
«Подбери крыжечке домик»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие тактильного восприятия у детей.
3. Воспитание усидчивости.
4. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
«Копилка для монеток»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие тактильного восприятия у детей.
3. Воспитание усидчивости.
4. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
«Календарь природы»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие познавательного интереса
3. Стимулирование речевой активности детей.
4. Воспитание усидчивости и внимания.
«Вылови рыбку из пруда»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие познавательного интереса
3. Стимулирование речевой активности детей.
4. Воспитание усидчивости и внимания.
«Мягкий бизиборд»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие познавательного интереса, Внимания, фантазии, творческого и логического мышления.
3. Стимулирование речевой активности детей.
4. Воспитание усидчивости и внимания.
«Разложи крышечки по цветам»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Обучение детей умению соотносить цвета путем подбора.
3. Воспитание усидчивости и целеустремлённости.
«Найди, кто спрятался»
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук
2. Развитие познавательного интереса, Внимания, фантазии, творческого и логического мышления.
3. Стимулирование речевой активности детей.
4. Воспитание усидчивости и внимания
В результате дети стали более самостоятельными и любознательными. К концу первого года посещения детского сада дети могут: ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу, собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины, составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков, застегнуть пуговицу и молнию, зашнуровать шнуровку, раскрутить и закрутить крышки, разложить предметы по форме и цвету, спокойно справляются с играми - прищепками и многое другое.