МААМ-картинки

Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр

Елена Рубцова
Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр
▼ Скачать + Заказать документы

Сл. 1

Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивных

квест – игр.

Подготовила:

Рубцова Елена Александровна

инструктор по физической культуре

МБДОУг. Иркутска детский сад №31

Публикация «Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр» размещена в разделах

Концепцию «умения через деятельность» впервые предложил американский ученый Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении : учёт интересов детей; учение через обучение мысли и действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей и сотрудничеству.

Сл. 2

Цели и задачи проводимого исследования.

Цель: создание условий для развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать познавательные и мыслительные процессы участников; знакомить с новой информацией, закреплять имеющиеся знания, способствовать использованию имеющихся знаний в процессе практической деятельности.

2. Развивать образовательную мотивацию, инициативу и самостоятельность; способствовать развитию индивидуальных физических и положительных психологических качеств; формировать исследовательские навыки детей.

3. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопомощь.

Деятельность может быть эффективной, результативной, бесполезной и даже разрушительной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. На слайде представлена цель моего исследования и обозначены поставленные задачи.

Сл. 3

Педагогический словарь Г. М. Коджаспирова предлагает следующую формулировку понятия «деятельность» - это система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельность строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат.

В связи с этим, Дж. Равен подчеркивает, что знания, умения и навыки успешно актуализируются во всех видах деятельности человека только при личностном принятии и осознании их важности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения.

Сл. 4

Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие "компетентность" определяется как осведомленность, авторитет в какой-либо области, обладающий компетенциями. Традиционно под компетентностью (от лат. competens - знания, опыт в той или иной деятельности) понимается готовность и способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях и особенно в ситуациях неопределенности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Всё это относится к овладению деятельностной компетентностью. Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Иногда (и чем младше ребенок, тем чаще) она не имеет внешне обозначенной цели, больше похожа на спонтанную, идущую «от предмета, от ситуации», а не от цели. Ценность деятельности ребенка не зависит от наличия или отсутствия видимой и приемлемой с позиции взрослого цели.

Сл. 5

Деятельностная компетентность включает в себя умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий; делать выбор и принимать решение; договариваться о совместных действиях, работать в группе; прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои, других).

В рамках овладения деятельностной компетентностью формируется индивидуальный стиль, приобретаются актуальные знания и навыки, формируется отношение к самой деятельности, к формам ее организации, к процессу и результатам, к себе и другим участникам, развивается активность, инициатива, воля, самостоятельность и рефлексивность.

Каждый критерий деятельностной компетентности – это часть формирования других ключевых компетентностей. Чем раньше ребёнок сможет овладеть деятельностной компетентностью, тем быстрее будет происходить развитие личности, овладение новыми знаниями.

Для определения уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста была использована «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» О. В. Дыбиной.

Сл. 6

Рассмотрение процесса формирования и развития ключевых компетентностей у дошкольников в развивающем образовательном пространстве детского сада, определяет поиск адекватных педагогических условий по обеспечению целенаправленных системных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности этих компетентностей, как базовой основой готовности к школе в целом.

В связи с этим, весь педагогический состав детского сада, включая инструктора по физической культуре, должен работать в едином развивающем направлении. При выборе эффективных современных форм взаимодействия с детьми в рамках физического воспитания и исходя из компонентов деятельностной компетентности, мною было принято решение в качестве средства использовать спортивные квест-игры.

Сл. 7

В образовательном процессе квест технология – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным маршрутам, включая и поиск этих маршрутов или иных объектов, людей, заданий.

Другими словами, образовательный квест-проблема, реализующая образовательные задачи, отличается от учебной проблемы элементами сюжета ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Сл. 8

Геокэшинг – это туристическая игра с использование ИКТ, планшета, карт и схем. Экшен игра или боевик (по аналогии с киножанром) — жанр компьютерных игр, в котором делается упор на эксплуатацию физических возможностей игрока, в том числе координации глаз и рук и скорости реакции.

Изучив теорию вопроса, были выделены следующие моменты. Идея квестов совсем не новая – в советское время зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты. Но в данное время широко используется геокэшинг, экшен-игры, которые являются неотъемлемой частью квест игр.

В связи с этим был сделан вывод о том, что квест технология может быть использована в рамках организации спортивных квест-игр.

Дети младшего дошкольного возраста могут играть в упрощённую квест-игру, которая включает элементы геокэшинга. Ходят друг другу в гости и выполняют элементарные задания. Дети средней группы в квест игре учатся пользоваться картами-схемами, передвигаются по зданию детского сада, что является подготовкой к полноценной игре в старшем дошкольном возрасте. Для детей старшего дошкольного возраста первый этап игры начинается в группе. Это получение видеописьма, бумажного письма, инструкции, что является приглашением к игре. Герои приглашают детей в мир приключений и поиска. Затем проходит небольшая подготовка в виде разминки или эстафеты. Затем участники получают карту, план или схему, необходимые во втором этапе игры.

Сл. 9. (Фото с квестов хотя бы несколько)

В процессе работы мною были разработаны и проведены такие спортивные квест-игры как : «В поисках клада Деда Мороза», Квест – игра по ДДП «По невидимым дорожкам», «Новогодний переполох», Квест – игра «В путь за секретами здоровья»

Главное преимущество использования спортивных квест-игр связано с тем, что ребенок получает большое удовольствие от решения небольших задач и достижения цели, вне рамок традиционных занятий. При этом, дети уверены, что развлекаются, и одновременно добывают и анализируют нужную информацию. Вовлекаясь в игру и принимая непосредственное участие в процессе, они понимают, как использовать знания на практике, и лучше усваивают образовательный материал.

Сл. 10

Спортивные квест – игры в детском саду нужны для самообучения и самоорганизации. Они способствуют развитию умения работать в команде: планировать, распределять функции, осуществлять взаимоконтроль, учат находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, формировать потребность в добывании знаний, выстраивать работу по алгоритму.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что спортивные квест-игры являются эффективным средством развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В рамках доказательной базы планируется проведение повторной диагностики для выявления уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Сл. 11 (на слайд часть перспективного плана)

В рамках исследовательской работы мною был сделан вывод о том, что в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста необходимо дополнительно включить и другие виды квест-игр, назовем их подготовительными.

Сл. 12

Интеллектуальный квест – это вид сюжетно – ролевой игры.

В которой необходимо преодолевать препятствия, решать головоломки, лишь в этом случае герой дойдет до конца.

По структуре сюжетов может быть:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Интеллектуальный квест – одиночный вид игры.

По содержанию может быть сюжетный и несюжетный.

Данный вид деятельности способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. Так как деятельностная компетентность включает в себя несколько компонентов, то данный конкретный вид игр будет направлен на решение следующих задач:

развивать деятельностную компетентность у детей старшего дошкольного возраста в рамках формирования таких качеств как: умение прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои и других). Включить в образовательный процесс интеллектуальных квест-игр несомненно будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития детей.

Сл. 13 (Картинка с печатной квест-игрой)

Также на данном этапе исследования я считаю целесообразным использовать с детьми квест игру в настольно печатном варианте. Цель подобного варианта заключается в том, чтобы сформировать понимание и освоить с детьми логику и правила игры. В качестве ознакомительного варианта мы планируем использовать готовые, разработанные игры, которые в дальнейшем могут послужить прототипом для создания собственных игр.

На мой взгляд, для формирования деятельностной компетентности в полном объеме, существует необходимость включения в образовательный процесс всех обозначенных квест-игр. Так как они включают в себя познавательную, интеллектуальную активность детей в игровой форме, помогают развитию таких основных способностей как: рефлексия, анализ и планирование.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр
Опубликовано: 10 января 2024 в 06:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рубцова (УИ 3081115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД