Елена Рубцова
Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1
Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивных
квест – игр.
Подготовила:
Рубцова Елена Александровна
инструктор по физической культуре
МБДОУг. Иркутска детский сад №31
Публикация «Развитие деятельностной компетентности старших дошкольников через включения в образовательный процесс спортивных квест-игр» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Концепцию «умения через деятельность» впервые предложил американский ученый Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении : учёт интересов детей; учение через обучение мысли и действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей и сотрудничеству.
Сл. 2
Цели и задачи проводимого исследования.
Цель: создание условий для развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать познавательные и мыслительные процессы участников; знакомить с новой информацией, закреплять имеющиеся знания, способствовать использованию имеющихся знаний в процессе практической деятельности.
2. Развивать образовательную мотивацию, инициативу и самостоятельность; способствовать развитию индивидуальных физических и положительных психологических качеств; формировать исследовательские навыки детей.
3. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопомощь.
Деятельность может быть эффективной, результативной, бесполезной и даже разрушительной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. На слайде представлена цель моего исследования и обозначены поставленные задачи.
Сл. 3
Педагогический словарь Г. М. Коджаспирова предлагает следующую формулировку понятия «деятельность» - это система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельность строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат.
В связи с этим, Дж. Равен подчеркивает, что знания, умения и навыки успешно актуализируются во всех видах деятельности человека только при личностном принятии и осознании их важности.
Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения.
Сл. 4
Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие "компетентность" определяется как осведомленность, авторитет в какой-либо области, обладающий компетенциями. Традиционно под компетентностью (от лат. competens - знания, опыт в той или иной деятельности) понимается готовность и способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях и особенно в ситуациях неопределенности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Всё это относится к овладению деятельностной компетентностью. Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Иногда (и чем младше ребенок, тем чаще) она не имеет внешне обозначенной цели, больше похожа на спонтанную, идущую «от предмета, от ситуации», а не от цели. Ценность деятельности ребенка не зависит от наличия или отсутствия видимой и приемлемой с позиции взрослого цели.
Сл. 5
Деятельностная компетентность включает в себя умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий; делать выбор и принимать решение; договариваться о совместных действиях, работать в группе; прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои, других).
В рамках овладения деятельностной компетентностью формируется индивидуальный стиль, приобретаются актуальные знания и навыки, формируется отношение к самой деятельности, к формам ее организации, к процессу и результатам, к себе и другим участникам, развивается активность, инициатива, воля, самостоятельность и рефлексивность.
Каждый критерий деятельностной компетентности – это часть формирования других ключевых компетентностей. Чем раньше ребёнок сможет овладеть деятельностной компетентностью, тем быстрее будет происходить развитие личности, овладение новыми знаниями.
Для определения уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста была использована «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» О. В. Дыбиной.
Сл. 6
Рассмотрение процесса формирования и развития ключевых компетентностей у дошкольников в развивающем образовательном пространстве детского сада, определяет поиск адекватных педагогических условий по обеспечению целенаправленных системных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности этих компетентностей, как базовой основой готовности к школе в целом.
В связи с этим, весь педагогический состав детского сада, включая инструктора по физической культуре, должен работать в едином развивающем направлении. При выборе эффективных современных форм взаимодействия с детьми в рамках физического воспитания и исходя из компонентов деятельностной компетентности, мною было принято решение в качестве средства использовать спортивные квест-игры.
Сл. 7
В образовательном процессе квест технология – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным маршрутам, включая и поиск этих маршрутов или иных объектов, людей, заданий.
Другими словами, образовательный квест-проблема, реализующая образовательные задачи, отличается от учебной проблемы элементами сюжета ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Сл. 8
Геокэшинг – это туристическая игра с использование ИКТ, планшета, карт и схем. Экшен игра или боевик (по аналогии с киножанром) — жанр компьютерных игр, в котором делается упор на эксплуатацию физических возможностей игрока, в том числе координации глаз и рук и скорости реакции.
Изучив теорию вопроса, были выделены следующие моменты. Идея квестов совсем не новая – в советское время зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты. Но в данное время широко используется геокэшинг, экшен-игры, которые являются неотъемлемой частью квест игр.
В связи с этим был сделан вывод о том, что квест технология может быть использована в рамках организации спортивных квест-игр.
Дети младшего дошкольного возраста могут играть в упрощённую квест-игру, которая включает элементы геокэшинга. Ходят друг другу в гости и выполняют элементарные задания. Дети средней группы в квест игре учатся пользоваться картами-схемами, передвигаются по зданию детского сада, что является подготовкой к полноценной игре в старшем дошкольном возрасте. Для детей старшего дошкольного возраста первый этап игры начинается в группе. Это получение видеописьма, бумажного письма, инструкции, что является приглашением к игре. Герои приглашают детей в мир приключений и поиска. Затем проходит небольшая подготовка в виде разминки или эстафеты. Затем участники получают карту, план или схему, необходимые во втором этапе игры.
Сл. 9. (Фото с квестов хотя бы несколько)
В процессе работы мною были разработаны и проведены такие спортивные квест-игры как : «В поисках клада Деда Мороза», Квест – игра по ДДП «По невидимым дорожкам», «Новогодний переполох», Квест – игра «В путь за секретами здоровья»
Главное преимущество использования спортивных квест-игр связано с тем, что ребенок получает большое удовольствие от решения небольших задач и достижения цели, вне рамок традиционных занятий. При этом, дети уверены, что развлекаются, и одновременно добывают и анализируют нужную информацию. Вовлекаясь в игру и принимая непосредственное участие в процессе, они понимают, как использовать знания на практике, и лучше усваивают образовательный материал.
Сл. 10
Спортивные квест – игры в детском саду нужны для самообучения и самоорганизации. Они способствуют развитию умения работать в команде: планировать, распределять функции, осуществлять взаимоконтроль, учат находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, формировать потребность в добывании знаний, выстраивать работу по алгоритму.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что спортивные квест-игры являются эффективным средством развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В рамках доказательной базы планируется проведение повторной диагностики для выявления уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Сл. 11 (на слайд часть перспективного плана)
В рамках исследовательской работы мною был сделан вывод о том, что в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста необходимо дополнительно включить и другие виды квест-игр, назовем их подготовительными.
Сл. 12
Интеллектуальный квест – это вид сюжетно – ролевой игры.
В которой необходимо преодолевать препятствия, решать головоломки, лишь в этом случае герой дойдет до конца.
По структуре сюжетов может быть:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Интеллектуальный квест – одиночный вид игры.
По содержанию может быть сюжетный и несюжетный.
Данный вид деятельности способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. Так как деятельностная компетентность включает в себя несколько компонентов, то данный конкретный вид игр будет направлен на решение следующих задач:
развивать деятельностную компетентность у детей старшего дошкольного возраста в рамках формирования таких качеств как: умение прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои и других). Включить в образовательный процесс интеллектуальных квест-игр несомненно будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития детей.
Сл. 13 (Картинка с печатной квест-игрой)
Также на данном этапе исследования я считаю целесообразным использовать с детьми квест игру в настольно печатном варианте. Цель подобного варианта заключается в том, чтобы сформировать понимание и освоить с детьми логику и правила игры. В качестве ознакомительного варианта мы планируем использовать готовые, разработанные игры, которые в дальнейшем могут послужить прототипом для создания собственных игр.
На мой взгляд, для формирования деятельностной компетентности в полном объеме, существует необходимость включения в образовательный процесс всех обозначенных квест-игр. Так как они включают в себя познавательную, интеллектуальную активность детей в игровой форме, помогают развитию таких основных способностей как: рефлексия, анализ и планирование.