Получи документы

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Морозова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через игру на ложках

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Деревянные ложки относятся к шумовым ударным инструментам. Инструменты этой группы, как вы знаете, весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми (барабаны, трещотки, бубенцы, погремушки, маракасы.). Игра на них не требует особой выучки, а приё мы игры просты и представляют собой знакомые нам всем естественные движения: покачивания, встряхивания, перестуки, удары.

Возможности же ложки, как инструмента, гораздо выше, несмотря на кажущуюся простоту. Способов и приёмов игры на ложках, как вы знаете, большое множество.

Исполнительство на ложках можно рассматривать как зарождающуюся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, а так же развития их личностных и коллективных качеств. Сосредоточенность, настойчивость, воля, коммуникабельность, умение договариваться, согласовывать свои действия в коллективе – это качества, которые необходимы для развития сознательных отношений в дальнейшем между детьми в школе.

Помимо этого, игра на ложках помогает развитию крупной и мелкой моторики, которая, как всем известно, способствует совершенствованию мыслительных процессов, подготавливает руку к письму, что является прекрасным средством для индивидуального развития ребенка.

Деревянная ложка, в настоящее время – обязательный атрибут фольклорных инструментальных ансамблей. Обучение игре на ложках, как на одном из народных инструментов, использование исконно русских мелодий на занятиях… Всё это помогает развитию музыкального вкуса ребенка, его общей духовной культуры в будущем, формированию его любви к Родине.

Работу по обучению детей игре на ложках мы стараемся проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментом осуществляем как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Учимся выполнять упражнения, постепенно разучиваем новые приемы игры, прорабатываем ритм разучиваемого произведения. Если ребенок затрудняется, то необходимо помочь ему «через руки» (своими руками показываем, беря руки ребенка в свои).

На самой первой ступени, (1 младшая группа, уже можно начинать знакомство с ложками с целью приобретения начального музыкального опыта. Дети знакомятся с простейшими приемами звукоизвлечения: скачет лошадка, ходит мишка, бежит мышка….

С самого начала важно добиваться метрической согласованности, учить точно воспроизводить метр попевки или песенки, насколько это возможно. Для этого прохлопываем сильные и слабые доли ладошками, а затем на ударных шумовых инструментах. При этом необходимо учить согласовывать движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали.

Во второй младшей и средней группе уже выделяется группа ребят, которая успешно справляется уже не только с передачей шумовых эффектов, но и точным выполнением метроритма, а также исполнением ритмического рисунка небольших произведений чаще в двухдольном размере. В процессе обучения используем игру по партиям: игра на разных шумовых инструментах группами детей. Идет подготовка детей к игре в ритмическом ансамбле в следующей возрастной группе.

В старшей группе продолжаем закреплять умения и навыки игры на ложках, которые были освоены в средней группе. Постепенно разучиваем некоторые приемы: «солнышко», «лошадки»

Дети этой возрастной группы уже готовы к участию в игре в ритмическом ансамбле. Но, по-прежнему есть ребята, которые слабо справляются с ритмическими фрагментами, поэтому они играют на таких шумовых инструментах, как маракасы, колокольчики, бубенцы. Самое главное, чтобы все дети участвовали в таких ритмических оркестрах.

В подготовительной группе постепенно формируется ансамбль ложкарей ….

Ансамблевая игра не только формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Она требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения. Все мы знаем, что такая игра доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Учит слушать партнёра, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Работая с дошкольниками, мы часто сталкиваемся с тем, что у многих слабо развит ритмический слух. Это отражается на качестве исполнительской деятельности детей во время пения и музыкально – ритмических движений.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Поэтому, формирование чувства ритма у дошкольников - важнейшая задача педагога.

Мы все используем традиционные способы развития ритмического чувства у детей, такие, как: пальчиковые игры, игры со словом, различные виды музыкально – дидактических игр и упражнений, коммуникативные танцы… Само по себе обучение игре на ложках постепенно формирует и развивает чувство ритма у детей.

Вся наша жизнь – это ритм. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма : смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично.

Но, ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная.

Мы часто начинаем непроизвольно покачивать или топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии. Музыку ритма создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Идея Карла Орфа состоит в том, что в основе музыкального обучения лежит принцип активного музицирования через движения.

Так родилась система «Body percussion» (в переводе - «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

В рамках работы по развитию чувства ритма мы начали осваивать эту технику. Начинаем работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям…

Актуальность и практическая значимость применения ритмо-техники заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, учатся владеть своим телом. То есть, укрепляется костно-мышечный аппарат, это одно из условий развития творческих способностей ребенка.

Техника исполнения «Body percussion» в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует, способствует развитию чувства ритма, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость.

Нам очень понравилась эта идея исполнения музыки. Это гениально и очень подходит современному человеку. Развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом.

Такую технику можно использовать на разных этапах музыкального занятия, например, применить в форме активного слушания музыкальных произведений или использовать, как прием аккомпанирования пению.

Практическая польза применения таких игр и упражнений на занятиях это:

развитие метроритмических навыков :

• равномерное, симметричное владение правой и левой руками.

• организация зрительно-моторной, двигательной координации в различных последовательностях;

Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна.

Такая параллельная работа над развитием метроритмического чувства у детей оказывает большой положительный эффект при обучении игре на ложках, особенно в ансамбле.

Освоив основные приемы игры на ложках, мы объясняем детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать и видеть рядом стоящего или сидящего.

Конечно, всем приемам обучить детей в рамках нашей работы, не удастся, их достаточно много, фантазии нашего народа нет границ, … К тому же, сами понимаете, что на каждом занятии уделять время игре на музыкальных инструментах просто невозможно - много других интересных видов деятельности у детей и музыкального руководителя. Да, и не желательно перегружать этот вид деятельности, чтобы ребята не уставали и не теряли к нему интерес.

Подводя итог, хочется отметить, что проводимая работа по овладению воспитанниками умений игры на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, позволяет достигать существенных изменений в их музыкальном развитии.

Качественно улучшается чувство ритма – одна из основных ведущих музыкальных способностей, необходимых для игры в оркестре.

Дети с удовольствием включаются в совместную деятельность (игра в ансамбле). В целом выросла творческая активность детей.

Оркестровая деятельность становится неотъемлемой частью жизни детей в детском саду.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Дидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 летДидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 лет Занятия ритмической деятельностью с детьми дошкольного возраста влияют не только на музыкальность ребенка. Установлено, что сниженное развитие.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 13:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Морозова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД