Ольга Галушка
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма
несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.
Актуальностью своей работы считаю: целенаправленное развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Поставив целью работы - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр определила для себя задач:
1. Создать музыкально-развивающую среду в системе музыкального воспитания, обеспечивающую развитие музыкально - ритмических способностей ребёнка.
2. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей
3. Развивать у детей чувство ритма и метроритмические чувства в процессе разных видов игровой деятельности и ИКТ
В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников. Данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной.
Для развития чувства ритма весьма интересны и плодотворны речевые упражнения, ритмодекламации. вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения,
Целесообразно применять также чисто ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Развивая чувство ритма у детей необходимо большое внимание уделять музыкально-дидактическим играм и ИКТ, направленным на развитие этой способности.
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Разучивание ритмодекламации на музыкальных занятиях способствует формированию чувства ритма у детей, а также развивает эмоциональную отзывчивость, речь, творческие способности дошкольников.
Игры с именами имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях, найти свой образ, свой стиль.
Вокально-двигательные разминки – это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки, сопровождаемые ритмическими движениями. («Лиса по лесу ходила», «Барашеньки», «Солнышко», «У Оленя дом большой» и др.)
Основная цель вокально-двигательных разминок – сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений – одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиваний пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.
Для более успешного развития ритмического чувства у дошкольников вокально-двигательные разминки необходимо постепенно усложнять, от занятия к занятию расширяя певческий диапазон и разрабатывая ритмические движения.
Игра на детских музыкальных инструментах используется для развития каких-либо музыкальных способностей. Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментам, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо» : один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Для этого использую простейшие инструменты: колокольчики, погремушки, треугольники, деревянные ложки бубны, барабаны, палочки и т. д. Можно всё занятие посвятить одному инструменту: с ним и поиграть, потанцевать, аккомпанировать себе и другим. Задавая вопрос: «Как еще можно поиграть на этом инструменте?», - побуждаю детей проявлять изобретательность. Это одно из важных заданий, где дети творчески исследуют темброво-динамические возможности инструментов и приемы игры на них.
Бубен - один из популярных, среди детей, музыкальный инструмент. Вход под музыку марша - педагог и дети аккомпанируют себе ударами ладошкой о бубен. Музыка сменилась - все побежали (бубен уже не стучит, а звенит возле ушка). Звучит танцевальная музыка - предлагаю детям свободно потанцевать, постучать по правому колену, левому плечу, спине соседа и т. д.
Очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.
Игры с палочками увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, речь, чувство ритма. Такие упражнения использую как со всеми детьми, так и индивидуально.
Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально-ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у дошкольников. В основе музыкально-ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Я перед собой ставила задачу: научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метро-ритмические особенности.
Для развития чувства ритма на занятиях целесообразно использовать все виды музыкально-ритмических движений – музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные, игры под пение, хороводы и пляски. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.
Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность – это эффективное средство познания объективной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).
Одним из любимых заданий у детей является выкладывание ритмического рисунка из различного материала. Традиционно дошкольники выкладывали ритмический рисунок полосками различной длины или толщины. Длинные звуки – длинными или широкими полосками, а короткие звуки соответственно короткими или узкими полосками. Я разнообразила данный прием и предлагаю детям выкладывать ритмический рисунок : ленточками, кружочками различной величины, «капельками», «цветочками», «снежинками» и т. д. Такие упражнения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, а значит, помогают быстрее справляться с заданиями и способствуют развитию мелкой моторики.
Для закрепления понятий «длинный» и «короткий» использую наглядные изображения ритмических фраз. Картинки помогают лучше усвоить понятия длительностей. Выполняя задание, ребёнок учится выкладывать ритмические формулы с помощью других картинок. В результате легче усваивается материал, развивается логическое мышление и зрительное восприятие, формируется активность.
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Применение ИКТ помогает:
- сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,
- стимулирует непроизвольное внимание детей.
Заключение
Подводя итоги можно, с уверенностью утверждать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников.
В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, выступать перед зрителями.
В результате занятий по ритмическому воспитанию дети научились
• Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты;
• использовать слова как основу для составления ритмических цепочек, импровизировать ритмические цепочки на основе цепочек слов.
• «Переносить» ритм слов на инструменты и звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой.
• Исполнять метрический пульс под музыку различного характера