Марина Ярунина
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
. Ярунина Марина Георгиевна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №9 г. Павлово представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности.
2. Тема презентации: «Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологий.»
Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
3. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования были такие:
Научно – исследовательские условия:
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление этих нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких, по моему мнению - развитие чувства ритма.
Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, О. П. Радынова, А. И. Буренина.
Поэтому, анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр с применением современных ИКТ, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка, совершенствованию речи, овладению двигательными навыками, музыкальными способностями, умению ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя.
Самое главное ребенок сможет само организовываться, планировать свои действия и реализовывать в определенном темпе и времени.
Методические условия - это прежде всего изучение научно-педагогической литературы, изучение педагогического опыта коллег, разработка тематических и перспективных планов работы с детьми, разработка различных видов упражнений, игр, мнемотаблиц, презентаций, сотрудничество с семьями воспитанников.
Также можно выделить и организационно-педагогические условия: постоянное участие в работе районных методических объединений музыкальных руководителей; выступления на РМО; участие в конкурсах разных уровней; обмен опытом в сетевых педагогических сообществах (МААМ, соц. сеть работников образования n.s.portal.ru, академия дошкольного образования, воспитателям. rу, грани творчества); публикации в электронных журналах и газетах; участие в инновационной деятельности.
4. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Применение информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной для современных детей, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивая логическое мышление, фантазию и максимально повышая качество образования среди дошкольников. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной, с социальной средой, с окружающими людьми, с самим собой, играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Учитывая требования, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013г., №1155 (далее – ФГОС ДО, реализация содержания образовательной области Художественно-эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, восприятия музыки, реализация творческой деятельности детей в музыкальном развитии. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Без развитого чувства ритма всестороннее развитие ограничено. Поэтому мое предположение использования ИКТ в развитии чувства ритма соответствует одному из требований ФГОС Дошкольной образовательной организации.
Исследуя вопросы организации развития чувства ритма детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности, я пришла к выводу, что у многих детей выявляются проблемы с воспроизведением ритмического рисунка песни, движения не согласованны, возникают проблемы с определением жанра музыкальных произведений. Для формирования и развития у детей чувства ритма, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятия интересными, насыщенными и занимательными.
Проанализировав наглядный материал, я пришла к выводу, что он должен содержать в себе элементы необычайно-удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к образовательному процессу. Следовательно, необходимо было модернизировать подходы к организации образовательной деятельности. Таким образом, в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, с использованием наглядных средств обучения.
Применение ИКТ в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования. Таким образом, данная педагогическая идея подтверждает мысль о том, что использование ИКТ в музыкальной деятельности будет наиболее эффективным средством развития чувства ритма у дошкольников, что определило актуальность моей работы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что идея развития чувства ритма у дошкольников не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса развития чувства ритма, как увлекательный, творческий процесс.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Эмиль Жак-Далькроз будучи восемнадцатилетним юношей заинтересовался феноменом ритма. Именно он стал «пророком ритма», педагог искал рациональные методы развития чувства ритма.
В России же активным пропагандистом системы Жак-Далькроза стал князь Сергей Михайловский Волконский. Он читал лекции о ритмической гимнастике в художественных, театральных и музыкальных учебных заведениях.
Продолжателем идей Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном синтезе слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.
По мнению К. Орфа у человека уже имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.
Основные положения этих теорий легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране. Система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н. Г. Александровой (1930, М. А. Румер (1930, В. А. Гринер (1930, Е. В. Коноровой (1930) Т. С. Бабаджан (1936, Н. А. Метловым (1952). Применительно к дошкольному возрасту, специальные исследования были проведены Н. А. Ветлугиной (1953, А. В. Кенеман (1955) А. Н. Зиминой (1964) и другими.
5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Педагогическая деятельность по развитию чувства ритма базируется на теоретических принципах и подходах многих ученых.
Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана, в конце XIX века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Э. Ж. Далъкрозом, который был убежден, что «вводя ритм в дошкольное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства.»
Немецкий композитор и педагог Карл Орф - большое внимание уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений.
К. В. Тарасова, разработала методику и диагностику муз способностей детей. Ее методика основывается на данных ее же исследования, результаты которого отражены в книге «Онтогенез музыкальных способностей».
В 2005 году, И. Каплунова и И. Новосельцева разработали пособие «Этот удивительный ритм, которое очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях. В основе разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.
А. И. Буренина синтезировала знания в области ритмического слуха, музыкально ритмических движений и воплотила их в программу «Ритмическая мозаика» технология которой, нацелена на общее, гармоническое, психическое, духовное и физическое развитие ребенка.
Так же реализация ФГОС стимулирует использование новых технологий в образовательном процессе, применения ИКТ при работе с детьми в дошкольном возрасте.
Таким образом, развитие чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, а применение ИКТ способствует мотивации к обучению и усвоению детьми учебного материала различной направленности.
6. Цель и задачи педагогической деятельности
Таким образом, была выявлена
цель педагогической работы – формирование чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
Развивающие :
- развивать слуховые способности в процессе формирования чувства ритма;
- совершенствовать координацию движений;
- развивать мыслительные функции, двигательную память;
- развивать умение импровизировать со звуком при игре на музыкальных инструментах и самодельных инструментах-игрушках;
- развивать творческий потенциал ребёнка-дошкольника
- формировать умение использовать информационно-коммуникативные навыки:
Образовательные:
- выделить эффективные методы и педагогические технологии для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста;
- совершенствовать формы организации работы с детьми и методы работы образовательного процесса.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыкальному искусству.
- воспитывать желание играть на музыкальных инструментах;
- воспитывать уважение и интерес к творческой деятельности
7. Ведущая педагогическая идея по этой теме заключается в следующем:
Развитие чувства ритма с использованием ИКТ-технологий, способствует общему развитию : умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
8-9 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Свою работу распределила на 3 этапа:
1 этап: Подготовительно-организационный.
Начиная работу с детьми, по данной теме, провела диагностику уровня музыкально – ритмического развития детей по методике
А. Н. Зиминой, А. И. Бурениной. «Музыкально-ритмическое развитие». Диагностику проводила по 3 показателям-движение, воспроизведение ритма и творчество.
Было выявлено в начале года:
- не верно воспроизводят ритмический рисунок, заданный взрослым
- практически не могут сочинить свой ритмический рисунок
- заданные ритмические движения не соответствуют характеру музыки, воспроизводятся с запаздыванием.
Проанализировав результаты диагностики и особенности современных подходов к организации использования ИКТ в развитии чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, сделала собственные выводы:
1. В дошкольной педагогике накоплен интересный опыт в использовании ИКТ в музыкальном образовании дошкольников.
2. На современном уровне актуализируется проблема корректного использования ИКТ, позволяющих осуществлять развитие чувства ритма детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
3. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает в
детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
На основании сделанных выводов, было разработано:
- перспективный план музыкально-ритмических движений;
- картотеки: опорных картинок с ритмическими рисунками, картотека упражнений на развитие чувства ритма, картотека на преодоление недостатков развития темпа и ритма, картотека ритмических игр, картотека пальчиковых игр;
- мнемотаблица для разучивания песен и закрепления чувства ритма;
- ритмические карточки
- музыкально-дидактическая игра «Матрешки»
- интерактивные игры для инсценировки сказок с музыкой «Гуси-Лебеди», «Теремок»
-конспекты занятий на развитие чувства ритма с применением ИКТ «В гости к веселым Гномам», «Путешествие в ритмоград», «Ритм»
2 этап: Основной - направлен на решение задач развития чувства ритма, посредством использования ИКТ, на развитие музыкальных способностей дошкольников, дополнение слуховых впечатлений и представлений детей, активизацию и развитие эмоционального восприятия музыки, развития чувства ритма, формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
На этом этом этапе, дети узнали, что звуки бывают длинными и короткими. В этом нам помог интерактивный тренажер «Определи длину звука». Ребята определяли звуки по величине предложенных на слайдах картинок (солнышки, жучки, фрукты, овощи, снежинки и другое). Затем использовали прохлопывания и протопывания ритмических рисунков с помощью упражнения «Ножки и ладошки».
В упражнении «Узнай и пропой название фруктов» ребята сами выбирали фрукт, предложенный на экране, распевали его по слогам, со своим предложенным ритмом, а в дальнейшем отстукивали ритм на музыкальных инструментах, таких как, трещетка, ложки, бубен.
Для равномерной и четкой пульсации пальцев детям было предложено упражнение «Пальчиковая гимнастика», в которой ребята с помощью картинок-подсказок на экране, речи, жестов и музыки развивали чувство ритма, музыкальный слух. А наглядный материал помогал тренировать память и внимание. Тренажер «Артикуляционная гимнастика», где ребята под музыку выполняли не сложные упражнения мимикой и руками.
После таких упражнений, детям была предложена ритмическая игра «Урожай», где ребята сначала с подсказками взрослых прохлопывали ритм в ладоши и пропевали по длительностям названия овощей, а затем, обращая внимание на быстрый темп, исполняли ритмический рисунок на маракасах.
Таким образом, все эти упражнения создавали условия для естественного выявления моторных реакций, двигательные упражнения воспитывали свободу воображения, фантазию, развивали творческие способности.