Надежда Загребина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»
(ОО «Речевое развитие») воспитателя Загребиной Н. М.
Цель: Создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников в процессе игр со словами.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• Учить детей определять первый звук в слове;
• закреплять умение различать твёрдые и мягкие звуки;
• упражнять в составлении предложений о действиях детей;
• учить называть слова с заданным звуком.
2. Развивающие задачи:
• Развивать фонематический слух детей;
• способствовать развитию мыслительной деятельности в процессе подготовки детей к овладению звуковым анализом слова;
• развивать умение составлять предложения по «живой» модели и называть действия детей;
• активизировать словарь детей;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к родному языку;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в совместной деятельности, формировать умение и желание помогать друг другу.
Материал демонстрационный: магнитная доска, предметные картинки (так, чтобы слова-названия начинались с твёрдых и мягких согласных звуков, большой синий кружок (магнит, маленький зелёный кружок (магнит).
Материал раздаточный: по 1-ой предметной картинке на каждого ребёнка (так, чтобы у двоих детей слова-названия начинались с одного звука).
Ход:
В. : - Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня мы будем играть в весёлые игры со словами. Давайте сначала поиграем с пальчиками.
Упражнение «Шарик»:
- Я надул упругий шарик (как будто в ладошках держат маленький шарик – подушечки пальцев соприкасаются)
Укусил его комарик. (соприкасаются пальцы)
Лопнул шарик – не беда! (соединяют ладошки полностью)
Новый шар надую я! (снова как будто в ладошках держат маленький шарик)
1. Игра «Найди пару».
Воспитатель раздаёт детям предметные картинки так, чтобы слова-названия начинались с одного звука у каждой пары детей. (например, арбуз -ананас, кукла – карандаш, морковь – мороженое)
В. : - Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке. Давайте по очереди назовём свои картинки-слова.
Каждый называет что изображено на его картинке.
Игра называется «Найди пару». Определите, с какого звука начинается ваше слово. По сигналу «Ищи», вы должны найти себе пару – человека с картинкой, название которой начинается с того же звука, что и ваше слово. Картинку держите так, чтобы все ребята её видели.
- Ищи!
Дети ходят смотрят картинки друг у друга, совещаются, встают в пары. Воспитатель предлагает более сообразительным детям помочь тем, кто затрудняется или помогает сам.
- Победила пара, которая первой правильно выполнила задание! Это – … и ….
Давайте им похлопаем!
Картинки собираются, воспитатель раздаёт детям другой комплект картинок и игра повторяется.
2. Упражнение на различение твёрдых и мягких согласных звуков.
Вверху слева на магнитной доске ставится большой синий кружок (магнит, внизу слева – маленький зелёный кружок (магнит). В середине доски прикрепляются предметные картинки, слова-названия которых начинаются с твёрдых и мягких согласных звуков.
В. : - Ребята, а сейчас поиграем с большим и маленьким братцами. Они перепутали все свои картинки и теперь не знают где чья картинка. Давайте рассмотрим картинки и назовём слова, выделяя первый звук, и ещё назовём отдельно этот звук, определим какому братцу отдать картинку. Кто хочет первым выполнить задание?
Дети по очереди называют предметы с интонационным выделением 1-ого звука и изолированно 1-ый звук. (Р. : - Ззз-емляника, зь. В. : - Это какой братец? Р. : - Маленький, надо поставить к зелёному кружочку. В. : - Верно. Поставь, пожалуйста.) Если 1-ый звук большой (твёрдый) братец, картинка выставляется после синего кружка (магнита). Если 1-ый звук маленький (мягкий) братец, картинка выставляется после зелёного кружка (магнита).
В. : - Марина, назови нам, пожалуйста ещё раз все слова, которые начинаются с маленького братца – с мягкого звука.
Р. : - Земляника, вертолёт, лев, петух, лиса.
В. : - Спасибо.
В. : - Егор, назови нам, пожалуйста ещё раз все слова, которые начинаются с большого братца – с твёрдого звука.
Р. : - Слон, бабочка, самолёт, морж, ворона.
В. : - Спасибо.
3. Упражнение на составление предложений о действиях детей.
В: - Ребята, давайте снова встанем в круг. Игра называется «Скажи, что он (она) делает». Я буду кому-то одному говорить «на ушко» что нужно делать и он молча покажет нам то, что я сказала ему «на ушко», а все остальные должны посмотреть, отгадать и сказать предложением, что этот человек делает.
Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что он (она) делает. (Полина хлопает в ладоши, Маша танцует, Данил марширует, Рома приседает, Саша умывается, Костя ест)
В. : - Отлично! Весело поиграли!
4. Игра «Назови слова».
В: - И у нас осталась ещё одна игра «Назови слова». Сегодня мы называем слова, которые начинаются с любого маленького братца – с мягкого звука. Моё слово «зима»: 1-ый звук «зь» - это маленький братец – мягкий звук. Теперь ваша очередь. Кто уже придумал?
Дети по очереди предлагают слова с 1-ым мягким согласным звуком: бегемот, девочка, ведро, тюбинг, ледянка, яблоко, лимон… Если кто-то называет слово с 1-ым твёрдым согласным звуком, воспитатель вместе с детьми помогает правильно определить какой братец 1-ый звук в названном слове, предлагает подумать ещё и назвать другое слово уже с 1-ым мягким согласным звуком. За верные ответы дети получают фишки.
В конце игры определяются победители (кто больше назвал правильных слов).
В. : - Как замечательно мы с вами сегодня поиграли! Почти никто не ошибался, а кому было трудно, мы все вместе помогали. Мне понравилось, а вам?
Ответы детей.