Табачникова Лариса
Методическая разработка на тему:: «Игра в Ансамбле по классу фортепиано»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему: "ИГРА В АНСАМБЛЕ ПО
КЛАССУ ФОРТЕПИАНО"
Введение
Игра в ансамбле - важная часть музыкального образования,
которая развивает у учеников умения совместного музицирования,
слухового контроля, чувства ритма и координации с другими
исполнителями. Ансамблевое музицирование по классу фортепиано
помогает развивать навыки интерпретации музыкальных
произведений в контексте взаимодействия с другими музыкантами.
Данная методическая разработка направлена на
преподавателей фортепиано и призвана помочь в организации уроков
ансамблевой игры, раскрыть основные методические подходы и
рекомендации по обучению учеников.
Цели и задачи
Цели:
Развитие навыков ансамблевого исполнения.
Формирование умений слушать и взаимодействовать с
партнёрами.
Обучение основам совместного чтения нотного текста.
Задачи:
Развивать слуховое внимание и музыкальный вкус.
Формировать устойчивые ритмические навыки в контексте
ансамблевой игры.
Воспитывать чувство ответственности за собственную партию и
общую музыкальную картину.
Обучать приемам координации действий с партнерами.
Развивать навыки правильной репетиционной работы.
Этапы работы над ансамблем
Выбор репертуара. Репертуар должен соответствовать уровню
учеников. Важно выбирать произведения, которые соответствуют
техническим возможностям учеников и не перегружают их
сложностью, но при этом позволяют раскрыть музыкальную
выразительность и разнообразие ансамблевых задач.
Первоначальное ознакомление с партитурой: На первом этапе
ученики должны ознакомиться с нотным текстом каждой из партий.
Преподаватель должен помочь проанализировать форму
произведения, определить основные музыкальные темы и
характерные черты каждой партии.
Индивидуальная работа над партиями: Каждый ученик работает
над своей партией индивидуально, оттачивая технические и
музыкальные аспекты исполнения. Преподаватель должен уделять
внимание качеству звукоизвлечения, правильности ритма, фразировке
и динамике.
Совместная работа в ансамбле: После индивидуальной работы
начинается совместное исполнение. Здесь важно обратить внимание
на следующие аспекты:
Синхронность: ученики должны учиться слушать друг друга,
чтобы поддерживать единый темп и ритм.
Баланс: один из ключевых аспектов ансамблевой игры - это
умение регулировать громкость исполнения, чтобы каждая партия
была слышна в общей текстуре.
Агогика и фразировка: нужно добиваться единого подхода к
интерпретации произведения, следить за согласованностью в паузах,
нюансах и динамике.
Коммуникация между исполнителями: учащиеся должны
научиться поддерживать визуальный и слуховой контакт для более
точной координации.
Методические рекомендации
Развитие слухового контроля: Ансамблевая игра требует от
исполнителей постоянного слухового контроля за своей партией и
партиями других участников. Важно обучать учеников умению слушать
и оценивать общий музыкальный результат, не фокусируясь только на
своей партии.
Ритмическая дисциплина: Одной из ключевых трудностей при
ансамблевом исполнении является сохранение ритмической точности.
Использование метронома на ранних этапах работы может помочь
установить устойчивый темп и ритм.
Работа с динамикой и балансом: Преподаватель должен
обращать внимание учеников на необходимость гибкой динамической
игры, особенно в произведениях, где одна партия ведет основную
мелодию, а другие партии аккомпанируют.
Использование визуальных сигналов: Ученикам важно научиться
использовать визуальные сигналы, такие как кивок головы или
движение рук, для обозначения начала или завершения фразы,
изменения темпа или динамики.
Работа над интерпретацией: Совместная интерпретация
произведения требует согласования всех нюансов, поэтому важно
обсуждать с учениками, как они видят и чувствуют ту или иную
музыкальную фразу, чтобы достичь единой художественной
концепции.
Примеры репертуара для ансамблей фортепиано
Дуэты для фортепиано:
В. А. Моцарт - Соната для фортепиано в четыре руки, K. 521
Ф. Шуберт - Военный марш D.733
И. Брамс - Венгерские танцы
Трио для фортепиано:
Л. Бетховен - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Op. 1
No. 1
А. Дворжак - «Думки», Op. 90
Ансамбли с участием других инструментов:
К. Сен-Санс - Карнавал животных (для фортепиано в четыре
руки и оркестр)
Заключение
Ансамблевая игра по классу фортепиано является
неотъемлемой частью музыкального образования, способствующей
развитию музыкального слуха, чувства ритма и координации с другими
исполнителями. Совместное музицирование формирует у учащихся
ответственность за свою партию и понимание значимости каждой
роли в общей музыкальной картине.
Преподавателям важно создавать благоприятные условия для
ансамблевой работы, помогая ученикам раскрывать их потенциал и
наслаждаться процессом совместного творчества.