Эльвира Бухалова
Развитие чувства ритма — необходимое условие успешного освоения игры на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма – необходимое условие
успешного освоения игры на музыкальных инструментах
Бухалова Эльвира Александровна,
высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад №21 «Теремок» г. Павлово
89200573275
Публикация «Развитие чувства ритма — необходимое условие успешного освоения игры на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах и, начиная с двухлетнего возраста, постепенно осваивают их. К старшему дошкольному возрасту музыкальные способности детей получают должное развитие, поэтому они имеют не только большое желание, но и возможности заниматься игрой на самых разных детских музыкальных инструментах. Дошколята с удовольствием играют в оркестре, могут разобрать (с косвенной помощью взрослого) партитуру музыкальных пьес для оркестра, рассуждая о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов.
Многие проявляют завидное усердие при освоении музыкального произведения, испытывают радость от выразительной, слаженной игры в оркестре.
Но есть дети, которые освоили игру на детских музыкальных инструментах и разные способы звукоизвлечения на них, а в оркестре играть уверенно и свободно затрудняются: опаздывают вступать со своей партией, не слышат других участников оркестра, ошибаются в передаче ритмического рисунка. Причинами, тормозящими развитие чувства ритма, могут быть технические трудности, связанные с овладением исполнительской моторики (недостаточно развита координация движений, а также на ритмические способности влияет состояние психики ребёнка. Уравновешанные дети ритмичнее тех, кто легко поддаётся эмоциональным колебаниям. А эмоциональные колебания являются часто откликом на переживание музыки. Поэтому ярко эмоциональные дети требуют особого внимания при работе над ритмом. Бывает и другая проблема : мешает неуверенность в своих возможностях.
Конечно, с такими детками необходимы не только фронтальные музыкальные занятия, но и индивидуальная и подгрупповая работа, которая проходит в интересной игровой деятельности и носит развивающий характер.
Так произошло и в этом году: у группы детей интерес к игре на детских музыкальных инструментах был велик, а с ритмом подружиться не получалось: нарушалась точность метрической пульсации, не складывался ритмический ансамбль.
Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, поэтому формирование чувства ритма - наиболее важная задача музыкального воспитания и в тоже время наиболее сложная.
Важно не форсировать темпы роста ребёнка, а создать оптимальные условия для успешного развития его. Прежде всего необходимо пробудить у дошкольника интерес, создать ситуацию успеха.
Сначала использовала традиционные методы и приёмы для развития чувства ритма и самые простые игровые упражнения.
1. Весьма результативным является декламационный метод обучения. В понятии о метрической пульсации сильных и слабых долей использовать слова знакомые детям. Предложить несколько имён и определить количество слогов и место ударения в каждом из них. Двухдольный размер: Ли - за, Да -ша, Све – та, - и трё хдольный размер: Се - рё –жа, Ка – тю –ша.
Игра «Отгадай, кого зову»
Взрослый предлагает отгадать, кого из двух выбранных детей он хочет позвать (Дашу или Катюшу). Он отхлопывает слогоритмическую структуру одного из двух предложенных имен, выделяя более
сильным хлопком ударный слог. Кто из детей первым отгадывает, имя того взрослый включает в следующую пару для отгадывания.
Метод ритмослоговой системы.
Сущность метода : каждой ритмической единице соответствует определённое слоговое название. Четвертная - та, восьмые - ти-ти,
половинные та-а, шестнадцатые ти-ки, та-ки. Этот метод способствует тому, что любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро. Ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее.
Игровое упражнение «Узнай меня»(на восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов).
Детям предлагаются карточки с ритмическими рисунками :
! !! !!
! !! !
Взрослый прохлопывает (при затруднении детей пропевает на слоги «ти», «та» ,ребёнок находит карточку с заданным ритмом и прохлопывает или проигрывает на ударном инструменте данный ритм.
Дирижирование помогает ощутить метр, размер, такт. Упражнения с дирижированием могут быть различными: ребёнок поёт и дирижирует, либо один или несколько детей играют на шумовых инструментах, а их товарищ дирижирует. У дирижёрского жеста есть ещё одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма он связан с пластикой, с движением. И поэтому дирижирование чрезвычайно полезно и тем, кто поёт, и тем, кто играет на каком либо инструменте, поскольку воспитывает точность движения. Ведь часто бывает так, что ребёнок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук с инструментом). Этот недостаток выправляется с помощью дирижирования.