Получи документы

Развитие чувства ритма посредством музыкальных игр, музыкально-ритмических движений и музицирования на инструментах

ольга кривоногова
Развитие чувства ритма посредством музыкальных игр, музыкально-ритмических движений и музицирования на инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образование является важной ступенью в развитии и становлении личности. Именно в дошкольном возрасте дети эффективно впитывают все, что им дают. Поэтому от педагогов дошкольных организаций зависит немало, с какими людьми, с какими талантами будет наша планета.

Главная черта современного общества – это ускоренный темп жизни, в котором люди сталкиваются с аритмичностью жизни, социальными и бытовыми проблемами, придающими хаотичность и диссонанс в общении друг с другом и с ребенком. А дети, в свою очередь, несут данную проблему в свой мир, где они общаются друг с другом, с социумом.

Публикация «Развитие чувства ритма посредством музыкальных игр, музыкально-ритмических движений и музицирования на инструментах» размещена в разделах

Хаотичность и аритмичность влекут за собой дисгармонию в жизнь ребенка-дошкольника. Ребенок в возрасте до семи лет испытывает трудности с ориентацией в пространстве, координацией движений, моторикой рук и т. д. Не обладая чувством ритма, у дошкольника дольше обычного будет формироваться речь, т. к. при разговоре мы сначала берем дыхание, затем на выдохе произносим слова, и ни в коем случае ни наоборот. Затем весь процесс повторяется, это своеобразный ритм речи. В методике развития речи дошкольников известен факт формирования чувства ритма и его влияния на становление развернутой (слитной) речи. Ритм присутствует во всем: смена дня и ночи, смена времен года, биение сердца человека, наша речь, все названные явления имеют отношение к музыкальному термину «ритм». Таким образом, можно утверждать, что развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии при общении с миром и с социумом.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача музыкальной педагогики, и наиболее сложная, так как плохо поддается развитию. Проблемой развития чувства ритма интересовались многие ученые и педагоги, она широко освещена в музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе таких ученых, как Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. К. Кирнарская, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов и др.

В программах музыкального воспитания дошкольников также большое внимание развитию чувства ритма уделяют Т. Н. Сауко и А. И. Буренина в программе по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С. Л. Слуцкая в программе по хореографии «Танцевальная мозаика», Т. И. Суворова в программе «Танцевальная ритмика для детей» и др.

Чувство ритма развивается в различных видах музыкальной деятельности : при выполнении музыкально-ритмических упражнений, в пении, игре на музыкальных инструментах, при слушании музыкального произведения и т. д.

Для успешного развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, музыкальному руководителю необходимо владеть методическими приемами, игровыми технологиями, которые эффективно способствуют решению задач на развитие и формирование чувства ритма, причем, доступными ребенку дошкольного возраста. Игра – форма сотрудничества ребенка и педагога, в процессе которой ребенок не чувствует себя обучающимся, а чувствует себя партнером, товарищем, поэтому обучение проходит эмоционально, позитивно, и успешно.

Музыкальные игры – такой материал, который развивает все виды музыкальных способностей : восприятие (так как мы слушаем музыку, незаметно для себя анализируя ее, пение (игры с пением, танцевальные движения (во всех играх они присутствуют, чувство ритма (движение в игре выполняется под определенную музыку, а музыка нераздельно связана с ритмом). Стараюсь играть с детьми на каждом занятии, так как это:

1. подведение итога занятию (объясняю детям, что если осталось время для игры, значит, мы все успели, значит, сегодня дети молодцы)

2. Необходимость расслабиться, переключиться, получить удовольствие

3. Закрепление различных навыков, развитие музыкальных и творческих способностей, коммуникация и социализация.

На занятиях использую различные музыкальные игры :

Игра в имена - мл. гр.

«Это я!»

Цель: Развивает внимательность.

Педагог поет - задает вопрос, дети хором пропевают ответ, играя на муз инструментах

- Кто с ребятами играет? -Это я! Это я!

- Все игрушки собирает? -Это я! Это я!

- Кто всю кашу доедает? -Это я! Это я!

- Кто цветочки поливает? –Это я! Это я!

- Кто здесь любит шоколадку? -Это я! Это я!

- Кто ложиться спать в кроватку? -Это я! Это я!

- Кто на улице гуляет? – Этя я! Это я!

- Кто игрушки все ломает? -Нет не я! Нет не я)

Последнюю фразу можно вставлять в любом месте песенки, чтобы дети не привыкали к последовательности слов.

Средняя группа

Игра в стаканчики – ср. гр

Чтобы в группе не скучать, буду я в стакан играть

Буду я в него кричать (чать)

Буду я рукой стучать

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Раз хлопок, два хлопок

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Раз хлопок, два хлопок

Я возьму стакан рукой, крикну я в него «ой-ой»

Покручу стакан в руках

Покричу в него «ах-ах»

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Правой-левой и хлопок

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Правой-левой и хлопок

Белка

Ребята стоят в кругу, белка сидит в центре круга на стуле, на коленях держит корзинку с орехами. Дети поют:

Сидит белка на тележке

Продает орешки

Чтоб мы не скучали

Весело играли

Подходим к белке, берем орешки, стучим ритмично

Старшая группа

1. «Игра с бубном»

2. Ритмическая игра «Лошадка»

Под песню «Игра с лошадкой» у педагога и детей ксиллофоны на коленях и лошадки деревянные. Педагог отстукивает ритм, дети повторяют

Подготовительная группа

1. Ритмические цепочки – большие предметы и маленькие (озвучивание в ладоши и на инструментах)

2. Выкладывание ритмической цепочки кружочками

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Музыкально-ритмические движения и танец в детском саду решают многие задачи воспитания детей, развития их координации, осанки, являются очень актуальными в сфере здоровье-сберегающих технологий.

Все мы знакомы с отечественными специалистами по ритмике : М. А. Румер, Т. С. Бабаджанян, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и другие.

Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа: знакомство с новым упражнением, разучивание, закрепление упражнения.

На первом этапе мы знакомимся с музыкальным произведением, которое будем разучивать, делимся впечатлением о музыке, дети высказывают свое мнение, предлагают свои движения, которые можно включить в пляску или танец.

На втором этапе мы разучиваем данное упражнение или танец, уточняем его элементы и стараемся создать целостный образ музыкального произведения. Педагог показывает новые движения, разъясняет их последовательность, отрабатывает движения с теми детьми, у кого не получается, обращает внимание на ребят, которые легко исполняют те или иные движения, старается похвалить всех ребят, даже за незначительные результаты. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет танца или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе происходит завершение разучивания танца или упражнения, закрепление представления о музыке и движении. На данном этапе дети вместе с педагогом работают над качеством движения. С помощью педагога ребята рассказывают последовательность танцевальной композиции, педагог предупреждает о возможных неудачах, нацеливает детей на эмоциональное исполнение. После разучивания, когда все дети прекрасно справляются со всеми движениями пляски, можно предложить детям придумать или дополнить танец своими движениями, таким образом поощрить творческие способности детей, их заинтересованность музыкально-ритмическими движениями.

Упражнения перед упражнением

Бег на носочках

Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет

Ходьба, бег, галоп

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках

«Ручки и головка»

Цель: развитие внимания детей, фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы.

Ручка правая у нас

пальчики сжимает,

Этой ручке точно в такт

голова кивает.

Ручка левая у нас

пальчики сжимает,

Этой ручке точно в такт

голова кивает.

Две руки теперь у нас

пальчики сжимают,

И обеим ручкам в такт

голова кивает.

Для упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

Скок, поскок молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька - невиличенька

Сама с вершок, голова с горшок.

Для упражнения в движении «ковырялочка» :

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Для упражнения в ритмичных притопах :

Тара-тара-тарара

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить

Все эти упражнения помогают дошкольникам уловить ритм упражнения, сопоставить его с движением, а затем перенести в танец. Хочу представить на ваш суд алгоритм обучения детей танцу:

1. Подбор музыки для танца ( тематика: русский народный, классический, игровой и т. д.)

2. Составив танец под определенную музыку, расписываю движения

3. Вычленяю сложные движения, подбираю для них упражнения.

4. Знакомлю детей с танцем

5. Отрабатываем с детьми упражнения, затем соединяем движения с музыкой.

6. Разучиваем порядок танца

7. Отрабатываем танец в целом

В ансамбли и оркестры мы включаем различные музыкальные инструменты : ударные, шумовые, с диатоническим и хроматическим звукорядом, дудочки и т. д., на которых дошкольники исполняют простейшие мелодии. Игра в оркестре очень нравится воспитанникам ДОО, извлекаемые звуки инструментов возбуждают воображение детей, будоражат их фантазию, увлекают в мир музыки, дети чувствуют себя настоящими музыкантами.

Обучение игре на музыкальных инструментах происходит во время музыкальных занятий, а также во время индивидуальной работы. При знакомстве детей с понятием ритм, рассказываем воспитанникам о звуках музыки (высокие-низкие, долгие-короткие). Изучив методику КарлаОрфа, используем с детьми названия долгих звуков ТА-ТА, а коротких ТИ-ТИ. С воспитанниками старшего дошкольного возраста активно играем в музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма :

«Оркестр» – игра, в которой дети, выбрав музыкальный инструмент, исполняют заданный ритмический рисунок под показ видеоролика, который сопровождается музыкальной мелодией, разнообразными ритмическими цепочками и показом инструментов.

Игра в оркестре на детских музыкальных инструментах помогает развитию музыкального слуха и чувства ритма, формирует умение работать в команде, учит слушать себя, товарищей, а это развивает аналитическое мышление. При создании инструментального ансамбля или оркестра необходимо включать все виды инструментов (инструменты с диатоническим звукорядом, инструменты одинаковой высоты, ударные и т. д.) Кроме смешанных оркестров, пользуются популярностью у детей «оркестр ложкарей», «оркестр колокольчиков», при озвучивании некоторых песен, используем «оркестр треугольников». Использование только одного вида инструментов для сопровождения инструментального музыкального произведения или песни позволяет детям проявить творческие способности на различных ритмоформулах, динамике, способах звукоизвлечения. Особой любовью у дошкольников пользуется оркестр ложкарей. Для истинно народных инструментов стараемся подбирать музыкальный материал, основанный на русских народных мелодиях. Как показывает практика, воспитанники с удовольствием справляются с любым ритмическим рисунком, наверное, благодаря русскому музыкальному задору и колориту деревянных ложек. Благодаря игре на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций, знакомить детей с русскими народными ремеслами и промыслами.

Вовлекая детей в оркестр, необходимо соблюдать определенные правила и следить за тем, чтобы дети им следовали. Детей необходимо приучать к определенным местам в оркестре (на занятиях, на репетициях дошкольники должны сидеть каждый на своем месте). Дети должны хорошо слышать и видеть руководителя, т. к. педагог часто использует наглядные методы: показ определенного приема звукоизвлечения, мимика, жесты при исполнении.

В репертуар оркестра старших дошкольников необходимо включать простые мелодии с несложным ритмическим рисунком, а на первых стадиях обучения исполнять произведения в медленном темпе. После того как дети научатся без ошибок исполнять музыкальное произведение в медленном темпе, можно увеличить темп исполнения, добавить интересные приемы игры на каком-то инструменте, разнообразить мелодию, добавив распевы или форшлаг.

Развитие чувства ритма процесс сложный, трудоемкий. Начинать с детьми работу по формированию и развитию чувства ритма необходимо с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно вводя интересные запоминающиеся игры и упражнения, знакомя с музыкальными инструментами, обучая правильному звукоизвлечению. Такую работу следует проводить систематически на каждом занятии, постепенно усложняя материал, выбирая в репертуар начинающего оркестра простые по ритмическому рисунку музыкальные произведения.

Музыкальному руководителю следует на собственном примере показывать детям свою заинтересованность, профессионализм и умение играть на всех музыкальных инструментах. Общаясь с эмоциональным творческим педагогом, дети с удовольствием будут заниматься игрой в оркестре или ансамбле, тем самым развивая свое чувства ритма.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма посредством музыкальных игр, музыкально-ритмических движений и музицирования на инструментах
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 11:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма посредством музыкальных игр, музыкально-ритмических движений и музицирования на инструментах» (включая файлы) размещена пользователем ольга кривоногова (УИ 690304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД