МААМ-картинки

Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста

Светлана Плаксина
Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста

+ по 2 игры к каждому виду

На данный момент времени никто не может с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Такие умения, как: решать сложные задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде и управлять людьми, распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, вести переговоры и работать в режиме многозадачности, помогут человеку добиваться успеха и гармонично развиваться. На основе этих знаний была создана модель «4К».

Публикация «Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:

коммуникация;

командная работа (или кооперация);

критическое мышление;

креативность.

Для чего развивать «4К» в дошкольном детстве?

Новый "образ взрослости": в современном мире для счастья и успешности нужны творческие способности, критическое мышление и умение взаимодействовать;

Возрастные особенности развития в старшем дошкольном возрасте (мышление, воображение, навыки взаимодействия, самооценка).

Преемственность дошкольного образования и школьного обучения, более успешная адаптация

Коммуникация

В современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения стала жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми. В 3–4 года — ребенок осознаёт и ясно говорит, что нужно сделать для того, чтобы был результат, пересказывает произошедшее в деталях, может объяснить правила игры кому-то еще и ввести в игру нового ребенка в коллективе, сочиняет песни и истории. В 5–7 лет — добавляет в разговор свой личный опыт, сопровождает пересказ рисунками, задает вопросы о конкретных деталях, умеет вычленить главное, может вводить свои собственные правила в игру и способен их изменять. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки через игру и общение.

Игра «Дотронься.»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Описание: количество играющих: 6-8 человек, необходимые приспособления: игрушки.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Игра «Пересядьте, все кто …»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Критическое мышление

Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом. Как воспитывать критическое мышления у дошкольников? В первую очередь через создание доверительной среды. Необходимо обращаться к ребенку напрямую, бросать детям вызов, побуждать их задавать вопросы. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу односложно на него отвечать. Лучше вызвать ребенка на диалог и спросить его о том, как бы он сам ответил на свой вопрос. Пусть он попытается самостоятельно найти ответ. Второй важный аспект — развитие эмоционального интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций, умению их определить, назвать и контролировать.

Игра «Жили-были»

Цель: развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

Описание: играть можно вдвоем с ребенком или группой детей, задавая вопросы по очереди. Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со «степенью трудности» определитесь сами.

Ход игры:

Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - "Он стал петушком».

«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился»

«Жил-был ручеек, что с ним стало?» – «Зимой замерз», «Засох в жару».

«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - «Из него цветок вырос».

«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» - «Из него сделали кирпич (вазу)».

Игра "Третий лишний".

Цель: формировать умения классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Ход игры:

Детям 3-5 лет условия более простые.

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

- машина, лошадь, трамвай;

- шапка, платок, сапоги;

- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

- дождь, снег, река;

- врач, турист, шофер;

- тень, солнце, планета;

- мороз, вьюга, январь;

- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;

- море, река, бассейн.

Кооперация

Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат. Тенденция современного подхода в системе раннего образования — сводить детей в группы для совместного выполнения задач. Если речь идет о коллективных занятиях, то оптимальное количество детей в группе — 16 человек. Должна быть кратность 4, что обеспечивает возможность работы в четверках, когда мнения могут разделиться по-разному. Не один против одного, не в паре, а с возможностью привлечь на свою сторону других детей, которые, возможно, еще не определились, и вместе выработать какое-то решение.

Игра «Клубочек»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Ход игры:

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Комментарий: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Игра «Животные»

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания.

Ход игры:

Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Организатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Креативность

Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении. Для развития креативности важна творческая атмосфера. Прекрасно, когда дети имеют возможность рисовать на полу, на стенах губками, валиками, строительными кистями, чем угодно. Детям нравятся игры в научные эксперименты и игры с «заместителями», когда предмет можно использовать в неожиданных «ролях».

Игра «Расскажи мне сказку»

Ход игры:

Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью. При затруднениях- помогаем, подсказываем. направляем фантазию детей, а истории могут получиться самые фантастические и романтические.

Например:

"Мишке давно нравилась Нюша, но он был очень стеснительный и не знал, как ей об этом сказать. Однажды он взял книжку, пришёл к Нюше в гости и читал ей стихи. Нюше очень понравилось и она сказала, что Мишка очень талантливый поэт. Мишка очень обрадовался, перестал стесняться и пригласил Нюшу отправиться с ним в путешествие. Они сели на корабль и поплыли на необитаемый остров. Когда они приплыли туда, оказалось, что на острове живет человек- паук. Они узнали, что человек паук умеет летать, но не умеет читать. Мишка и Нюша показали ему,как писать и читать буквы и человек- паук смог прочитать Мишкину книгу. Человек- паук очень обрадовался и решил, что теперь он тоже будет писателем. На прощание Мишка подарил ему свою книгу, а они с Нюшей сели на корабль и поплыли обратно домой"

Варианты заданий:

Игра «Дорисуй фигуры»

Ход игры:

Ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет, который получился, картинки подписываем.

Комментарий: С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки - одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот. Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2023 в 16:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Плаксина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД