Светлана Плаксина
Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста
+ по 2 игры к каждому виду
На данный момент времени никто не может с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Такие умения, как: решать сложные задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде и управлять людьми, распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, вести переговоры и работать в режиме многозадачности, помогут человеку добиваться успеха и гармонично развиваться. На основе этих знаний была создана модель «4К».
Публикация «Развитие 4 к компетенции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:
коммуникация;
командная работа (или кооперация);
критическое мышление;
креативность.
Для чего развивать «4К» в дошкольном детстве?
Новый "образ взрослости": в современном мире для счастья и успешности нужны творческие способности, критическое мышление и умение взаимодействовать;
Возрастные особенности развития в старшем дошкольном возрасте (мышление, воображение, навыки взаимодействия, самооценка).
Преемственность дошкольного образования и школьного обучения, более успешная адаптация
Коммуникация
В современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения стала жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми. В 3–4 года — ребенок осознаёт и ясно говорит, что нужно сделать для того, чтобы был результат, пересказывает произошедшее в деталях, может объяснить правила игры кому-то еще и ввести в игру нового ребенка в коллективе, сочиняет песни и истории. В 5–7 лет — добавляет в разговор свой личный опыт, сопровождает пересказ рисунками, задает вопросы о конкретных деталях, умеет вычленить главное, может вводить свои собственные правила в игру и способен их изменять. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки через игру и общение.
Игра «Дотронься.»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Описание: количество играющих: 6-8 человек, необходимые приспособления: игрушки.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Игра «Пересядьте, все кто …»
Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Ход игры:
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Критическое мышление
Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом. Как воспитывать критическое мышления у дошкольников? В первую очередь через создание доверительной среды. Необходимо обращаться к ребенку напрямую, бросать детям вызов, побуждать их задавать вопросы. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу односложно на него отвечать. Лучше вызвать ребенка на диалог и спросить его о том, как бы он сам ответил на свой вопрос. Пусть он попытается самостоятельно найти ответ. Второй важный аспект — развитие эмоционального интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций, умению их определить, назвать и контролировать.
Игра «Жили-были»
Цель: развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Описание: играть можно вдвоем с ребенком или группой детей, задавая вопросы по очереди. Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со «степенью трудности» определитесь сами.
Ход игры:
Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - "Он стал петушком».
«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился»
«Жил-был ручеек, что с ним стало?» – «Зимой замерз», «Засох в жару».
«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - «Из него цветок вырос».
«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» - «Из него сделали кирпич (вазу)».
Игра "Третий лишний".
Цель: формировать умения классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Ход игры:
Детям 3-5 лет условия более простые.
Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Кооперация
Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат. Тенденция современного подхода в системе раннего образования — сводить детей в группы для совместного выполнения задач. Если речь идет о коллективных занятиях, то оптимальное количество детей в группе — 16 человек. Должна быть кратность 4, что обеспечивает возможность работы в четверках, когда мнения могут разделиться по-разному. Не один против одного, не в паре, а с возможностью привлечь на свою сторону других детей, которые, возможно, еще не определились, и вместе выработать какое-то решение.
Игра «Клубочек»
Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
Ход игры:
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Комментарий: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Игра «Животные»
Цель: активизация группы, развитие слухового внимания.
Ход игры:
Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Организатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
Креативность
Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении. Для развития креативности важна творческая атмосфера. Прекрасно, когда дети имеют возможность рисовать на полу, на стенах губками, валиками, строительными кистями, чем угодно. Детям нравятся игры в научные эксперименты и игры с «заместителями», когда предмет можно использовать в неожиданных «ролях».
Игра «Расскажи мне сказку»
Ход игры:
Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью. При затруднениях- помогаем, подсказываем. направляем фантазию детей, а истории могут получиться самые фантастические и романтические.
Например:
"Мишке давно нравилась Нюша, но он был очень стеснительный и не знал, как ей об этом сказать. Однажды он взял книжку, пришёл к Нюше в гости и читал ей стихи. Нюше очень понравилось и она сказала, что Мишка очень талантливый поэт. Мишка очень обрадовался, перестал стесняться и пригласил Нюшу отправиться с ним в путешествие. Они сели на корабль и поплыли на необитаемый остров. Когда они приплыли туда, оказалось, что на острове живет человек- паук. Они узнали, что человек паук умеет летать, но не умеет читать. Мишка и Нюша показали ему,как писать и читать буквы и человек- паук смог прочитать Мишкину книгу. Человек- паук очень обрадовался и решил, что теперь он тоже будет писателем. На прощание Мишка подарил ему свою книгу, а они с Нюшей сели на корабль и поплыли обратно домой"
Варианты заданий:
Игра «Дорисуй фигуры»
Ход игры:
Ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет, который получился, картинки подписываем.
Комментарий: С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки - одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот. Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.