Зинаида Бондаренко
Разработка урока по ИЗО в 5 классе «Древние образы в народном искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая цель: создание условий для развития практических навыков в росписи глиняных игрушек и для умения различать по стилистическим особенностям росписи различных народных промыслов. Развитие коммуникативной и языковой компетенции учащихся через анализ декоративно-прикладного творчества и анализ своих работ.
Методические задачи:
Темочки:
- ИЗО в школе
- Народная культура, фольклор
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Формирование навыков художественной росписи на глиняных игрушках и различать по стилистическим особенностям. Совершенствование навыков художественной росписи, смысловой связи с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Совершенствование монологического и диалогического анализа произведений народного искусства.
2. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, наивно-декоративному языку изображения и непосредственной образности, присущие народным формам и последующем их использовании в современном искусстве.
Место урока в общей системе : Тема II четверти «Связь времён в народном искусстве», 2-й урок усвоения новых знаний по теме «Древние образы в современных народных игрушках»
Тип урока : комбинированный.
Форма урока : урок-мастерская.
Оснащение урока : интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, проектор, репродукции с изображением дымковских, филимоновских игрушек, оригиналы дымковских игрушек, народные наигрыши.
Для учащихся: игрушки, вылепленные на предыдущем уроке, для росписи предварительно покрытые белой, жёлтой или светло-коричневой грунтовкой; краски гуашевые, кисти, палитра, баночка.
Ученики класса разделены на три мастерские: дымковскую, филимоновскую, хлудневскую.
Ход урока
1 этап
Задачи: Создание мотивации. Формулирование темы, постановка целей и задач.
Мотивация. В первые минуты урока раздаётся свист. В руках у учителя русская народная игрушка-свистулька.
- Внимание! Внимание!
Спешите все сюда!
Игрушки и свистульки
Давно вас ждут, друзья!
На нашем уроке
Всего-то и не счесть.
Народных мастеров творенья
У нас в достатке есть!
Раздаётся свист. Это игрушка-свистулька ещё раз призывает к вниманию учеников.
- В руках у учителя свистулька. К какому художественному промыслу она относится?
- Дымковская
- По каким признакам вы смогли определить эту роспись?
- По форме, по образу, по цветовому решению.
- Существует такая легенда.
Однажды к городу Хлынов (старинное название Вятки) подошли враги. Несметное множество кочевых полковищ окружили его со всех сторон. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Ночью, подкравшись к вражескому стану, все одновременно засвистели. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку городу Хлынов, дружины и в страхе бежали. С тех пор отмечают горожане Вятской губернии свой особый праздник «СВИСТУНЬЮ».
Есть и другая легенда.
Пением глиняных дудок-свистулек древние вятичи по весне встречали бога Солнца – Ярилу. Этот весенний праздник они так и называют «СВИСТУНЬЕЙ».
- Узнав об этих легендах, как вы думаете, что олицетворяет на Дымковских игрушках круглое жёлтое, розовое, красное или оранжевое пятно?
- Это пятно олицетворяет бога Солнца - Ярилу.
«СВИСТУНЬЮ» праздновали и в других губерниях России, поэтому почти везде, где изготовляли игрушки, были свистульки. И, как правило, её праздновали весной, кликая свои «заклички» или свистом зазывая весеннее тепло. Иногда подобные праздники имели своё название. Например, «Сорок сороков», где главная роль отводилась птицам. По народному поверью птица, оповещавшая о приходе весны, должна быть доброй и сказочной, с красивой горделивой осанкой, с хохолком-короной на голове. Птиц лепили из теста, из глины. Те, которые не свистели, закликали весну людскими голосами.
Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну-красну, красно солнышко,
Тепло-летушко, зелёный покос.
2 этап
Задачи: закрепить знания о стилистических особенностях представленных художественных промыслов, совершенствование монологического и диалогического анализа произведений народного искусства, восприятия и оценки народного творчества.
Работа на интерактивной доске.
- Какой художественный промысел представлен на первой страничке?
- Дымковская игрушка.
- По каким признакам вы определи этот промысел?
- Образы : конь, птицы, барыни, кавалеры, няни, кормилицы, водоноски, всадники и т. д.
- Формы: характерная обобщённая пластика, «статуэточность». Простота лепки: головки – шарики, ножки и ручки – колбаски, расходящаяся колоколом юбка одновременно важная декоративная деталь и устойчивое основание, соединяются между собой жидкой глиной. Оборки и воланы, высокие головные уборы вносят разнообразие и придают индивидуальность при общем сходстве. Детали: небольшая собачка, птичка, корзинка, муфта, сумочка, зонтик – вносят разнообразие создают сюжетную завязку. Важны и причёска и цвет волос, и положение рук, их ритмическое отношение к воланам фартука или другим частям костюма. При большом лаконизме пластических решений каждый элемент имеет существенное образное значение.
- Цветовое решение: для лепки используется белая глина или покрывается белой грунтовкой. Расписывают игрушку яркими крупными геометрическими орнаментами - это горохи, клетки, полосы, овалы и т. д. Преобладает тёплая гамма – красные, жёлтые, оранжевые цвета, которые ещё более усиливаются от соседства с синим, голубым. Всегда в небольшом количестве присутствует чёрный, создающий максимальный контраст с белым. Лица, руки, фартуки остаются белыми, так что по отношению к ним каждый цвет особенно звучен. В отдельных произведениях, где очевидно влияние фарфора, игрушки отличаются декоративной «статуэточностью» в роспись добавляются листочки сусального золота.
- Какую роль играет дымковская игрушка в современном декоративном искусстве?
- Дымковская игрушка – это сложное художественное явление. Наряду с сохранением каноничности в характере лепки она отображает современность, пополняется новыми сюжетами и образами.
- Дымковские игрушки не только развлекают и радуют людей, они вдохновляют художников тканей, фарфора, стекла и т. д., которые часто интерпретируют в своём творчестве их формы, обращаются к их орнаментам и цветовым сочетаниям.
- Современные дымковские игрушки – желанный подарок, хорошее украшение в доме. Их коллекционируют музеи, их часто можно увидеть на художественных выставках.
- Дымковские игрушки мажорны и активны. Находясь в интерьере, как бы прибавляют ему света, радости.
- Дымковская игрушка – самая разнообразная среди промыслов русской глиняной игрушки.
- Какой художественный промысел представлен на второй страничке?
- Филимоновская игрушка.
- По каким признакам вы определи этот промысел?
- Образы : конь, птицы, крестьянка с птицей, солдат с гусем, няни, кормилицы, водоноски, всадники, собаки и т. д. Причём филимоновские игрушки – это почти всегда свистульки.
- Формы: пропорции филимоновских игрушек по сравнению с дымковской игрушкой более вытянутые. Размеры варьируют от 20-25 до 3—5 см. Юбки тоже «колоколом», но не такие широкие, а детали лица и фигуры едва намечены. В этих образах многое сохраняется от древних идолов. Ряд орнаментальных мотивов – круги с крестом, ромбы, зигзаги и др. – тоже восходят к глубокой древности.
- Цветовое решение: лепят из светлой гончарной глины. Количество цветов строго ограничено тремя-четырьмя. Преобладают чередующиеся красные и зелёные полосы по жёлтому фону, которые создают несложный, но выразительный ритм – «тигровость». Часть фигурки со свистком обычно оставляют без росписи. Наиболее нарядно расписывают женские фигурки, причём не только полосами, но и розетками, треугольниками, умело сочетая с гладкоокрашенными частями.
- Какую роль играет филимоновская игрушка в современном декоративном искусстве?
- Оно вносит неповторимые грани в современную культуру. В прежние времена эти игрушки не берегли, они обычно попадали к деревенским ребятишкам с ярмарок. Сегодня это признанные произведения народного искусства, их можно увидеть в художественных салонах Москвы, Санкт-Петербурга, на выставках в нашей стране и за рубежом.
- Какой художественный промысел представлен на третьей страничке?
- Хлудневская игрушка.
- По каким признакам вы определи этот промысел?
- Образы : кони, птицы, крестьянка с птицей, няни, кормилицы, водоноски, всадники, собаки и т. д.
- Формы: характерная грубая обобщённая пластика, головки – шарики, ножки и ручки – колбаски, расходящаяся колоколом юбка одновременно важная декоративная деталь и устойчивое основание, соединяются между собой жидкой глиной. В кармане свистулька. Детали: процарапанные головные уборы или другие части костюма, глаза и рот проколоты спичкой. Всё это вносит разнообразие и создаёт определённую эмоциональность. На голове, как правило, восседает птица-свисток.
- Цветовое решение: лепят из светлой глины. Количество цветов строго ограничено тремя-четырьмя. В игрушках- свистульках преобладают чередующиеся прямые красные и зелёные зигзагообразные полосы по жёлтому фону, на свистках тоже полоски. На фигурках в росписи преимущественно наивная простота, незатейливость.
- Какую роль играет хлудневская игрушка в современном декоративном искусстве?
- Не так популярна, как дымковская и филимоновская, но в то же время даёт более расширенное представление о народных промыслах России. Её также можно встретить в музеях народного декоративно-прикладного искусства, на выставках народного искусства. Дети любят её за то, что это игрушка-свистулька.
4-я страничка интерактивной доски.
- Итак, давайте ещё раз внимательно посмотрим на роспись дымковской игрушки. Теперь закроем шторку и попробуем воспроизвести её при помощи инструментов интерактивной доски основные элементы росписи.
5-я страничка интерактивной доски.
- Теперь внимательно посмотрим на роспись филимоновской игрушки. Закроем шторку и попробуем воспроизвести её при помощи инструментов интерактивной доски основные элементы росписи.
6-я страничка интерактивной доски.
- Теперь внимательно посмотрим на роспись хлудневской игрушки. Закроем шторку и попробуем воспроизвести её при помощи инструментов интерактивной доски основные элементы росписи.
По окончании каждого задания шторка открывается и идёт сравнение с репродукцией данного промысла. С помощью ластика идёт проверка названия промысла.
7-я страничка интерактивной доски.
- Все изделия мастера и мастерицы везли на базары и ярмарки. На то он и промысел. Вот и к нам на ярмарку мастера привезли свои замечательные игрушки. Пока выгружали, все игрушки перепутали, и теперь они все вперемежку стоят. Наша задача – распределить их в свои мастерские.
Пока игрушки распределяются по своим мастерским, идё т сравнение: что общего в них, и в чём различие.
Сюда попали игрушки и других промыслов. Их надо поместить отдельно.
3 этап
Задачи: совершенствовать навыки и приёмы дымковской, филимоновской и хлудневской росписи на конкретном материале, соблюдая стилистические особенности данного промысла, умение использовать приобретённые навыки и приёмы в самостоятельной работе.
Практическая работа в материале. Во время самостоятельной творческой деятельности учащиеся в своих мастерских расписывают игрушки. По необходимости учитель оказывает индивидуальную практическую помощь.
4 этап
Задачи: осознание роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, связь с фольклором и народными корнями, умение применить полученные знания и практические навыки на примере глиняных игрушек.
Анализ творческих работ.