Лариса Фомичева
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами на тему «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая работа слушателя курсов в рамках каскадной модели повышения квалификации по модульной программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Вид итоговой работы: Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами.
Тема итоговой работы: Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
г. Нижний Новгород, 2015 год.
Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами на тему „Комнатные растения“» размещена в разделах
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами на тему «Комнатные растения».
План работы:
I. Такие разные растения.
II. Способы ухода за растениями.
III. Условия развития растений.
IV. Готовим отводки цветов.
V. «Вершки и корешки» : посадка отводков в землю.
VI. Итоговое: «Растите и цветите.»
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т. е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного и трудового воспитания.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы.
Именно в дошкольном возрасте формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Ознакомление с комнатными растениями способами их размножения и ухода за ними.
Наблюдение 1. Такие разные растения.
Цель: формировать представление о многообразии комнатных растений
Задачи:
• Закреплять понятие «комнатные растения».
• Уточнять и закреплять знания названий растений; частей растений, их функциональном значении.
• Учить составлять модель комнатные растения из отдельных частей.
Ход:
I. Сюрпризный момент – приход Дюймовочки, которая просит детей рассказать, что такое комнатные растения.
Воспитатель читает стихотворение:
В нашей группе на окне
Во зелёной, во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, фиалка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку,
Я и все мои друзья.
II. Рассматривание уголка природы.
Вопросы:
• Название каких растений вы знаете?
• Какие растения для вас новые?
• Какие части есть у растения?
• Все ли растения с одинаковыми частями?
Составление схемы строения растения с использованием схематичных карточек.
III. Пальчиковая гимнастика от имени персонажа «Фиалка» В. Пасналеева.
Зимние морозы солнышко прогнало, – дети сидят, руки на поясе.
Хрупка фиалка на полянке встала – медленно поднимаются.
К солнцу синий венчик тянется упрямо – поднимают руки вверх.
Первую фиалку подарю я маме – вернуться в исходное положение.
IV. Дидактическая игра: «Узнай растения по названию». Цель: закреплять знания комнатных растений.
V. Дети вспоминают, что они сегодня узнали, что было интересно. Провожают Дюймовочку, приглашают ее снова в гости.
Наблюдение 2
Тема: Способы ухода за растениями.
Цель: Дать знания о способах ухода за растениями.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес, помочь установить зависимость роста растений от внешних факторов.
• Побуждать детей более полно и точно называть обследовательские действия.
• Обогащать самостоятельный практической опыт деятельности по уходу за растениями, соблюдая правила безопасности при работе.
Ход:
I. Организационный момент
Дидактическая игра с мячом, «Я знаю три растения». Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знание названий компонентов растений.
II. 1. Сюрпризный момент – приход Дюймовочки.
Вопросы к детям от имени персонажа:
• Что такое комнатные растения?
• Для чего они нужны?
• Из каких частей состоят?
• Что им нужно для нормального роста?
• Могут ли болеть?
2. Работа у доски со схемами:
«Части растения».
«Жизнедеятельность растений».
3. Дидактическое упражнение. «Живые загадки». Цель: определить по внешнему виду растения, что ему не хватает для нормального роста. (Полить, помыть, порыхлить, опрыскать и т. д.)
4. Дидактическое упражнение. «Нарисуй подсказку». Цель: привлечь внимание детей к составлению схем по уходу за растениями (лейка – полив и т. д.).
III. Итог.
Вопросы:
• Что вы сегодня узнали о растениях?
• Что было интересно?
• Что было сложно?
После этого дети дарят Дюймовочке предметы ухода за растениями, провожают её приглашая снова в гости.
Наблюдение 3. Условия развития растений.
Задачи:
• Формировать представление о благоприятных условиях развития растений.
• Развивать познавательный интерес, желание искать ответы на вопросы.
• Побуждать детей составлять описательные рассказы, опираясь на объект, используя схему.
Ход:
I. Сюрпризный момент – дети встречают Дюймовочку.
Вопросы от имени персонажа:
• Откуда берутся в садике растения?
• Что нужно, чтобы растение росло здоровым? ( отвечая на вопросы дети выставляют мнемокартинки: свет, тепло, вода, уход)
• Что произойдет с растением, если его не полить? (убрать на холод, убрать в темноту).
• Какие предметы нужны, чтобы посадить растения? (Все орудия труда выставляются перед детьми).
II. П/И. «Найди себе пару». Цель: Упражнить в умении сравнивать реальный предмет с его схематическим изображением.
III. Пальчиковая гимнастика.
«Герань на подоконнике» - поочередное соединение всех пальцев с большим начиная с мизинца.
IV. Итог.
Дюймовочка просит детей напомнить о том, какие же условия надо создать растениям для роста. Дети и Дюймовочка прощаются, договорившись о следующей встрече.
Наблюдение 4. Готовим отводки цветов
Цель: Начеренковать растения, поставить укореняться.
Задачи:
• Формировать знания детей о способах размножения растений.
• Воспитывать желание самостоятельно выполнять работу, соблюдая правила безопасности с острыми предметами.
• Учить делить стебель на черенки, отрывать листья от общей розетки.
• Обогащать литературный запас детей стихами.
Ход:
I. Сюрпризный момент – приход Дюймовочки
II. Практическая деятельность:
1. Воспитатель рассказывает о том, в какое время года лучше всего делить растения, какие способы деления они сегодня будут выполнять, какие правила безопасности надо соблюдать.
2. Чтение стихотворения:
Герань на подоконнике
Раскрыла лепестки,
И венчик спиц зелененьких
Развесил огоньки.
Выполнение черенкования стебля герани.
3. Чтение стихотворения:
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату он светит устало
И нежный стоит аромат.
Выполнение отделения листиков от розеток.
Дети ставят черенки в стаканчики с водой, моют руки.
III. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Наши красные цветки – соединить ладоши в виде цветка
Раскрывают лепестки. – ладоши раскрываются
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. – движение пальцами
Наши красные цветки
Закрывают лепестки, - ладоши закрываются
Головой кивают, – закрытые ладоши вправо, влево
Сладко засыпают. – ладошки к щеке
IV. Работа в дневнике наблюдений : – дети зарисовывают, какие растения и как они черенковали, датируют зарисовки.
Прощаются с Дюймовочкой, не забыв пригласить ее для посадки черенков, когда они укоренятся.
Наблюдение 5. Сажаем отводки в землю «Вершки и корешки»
Цель: Посадить черенки в землю.
Задачи:
• Познакомить с приемами посадки укоренившихся отводков цветов в землю.
• Закреплять знания о комнатных растениях, их название, способах ухода, условия роста.
• Привлекать детей к коллективной работе.
• Воспитывать потребность в труде.
I. Воспитатель вместе с Дюймовочкой приглашают детей посмотреть, что произошло с черенками растений
Вопросы:
• Что изменилось в черенках?
• Что у них появилось?
• Как это называется?
• Для чего нужны корешки?
• Какие условия благоприятно повлияли на укоренения черенков?
• Все ли мы делали правильно?
• Что дальше будем делать с черенками?
• Какие инструменты нужны для работы?
II. Практическая деятельность.
Дети вместе с воспитателем готовят все необходимое для работы: земля, горшки, совочки, лейку, фартуки, перчатки, дренаж.
Далее все вместе сажают свои черенки в землю, сопровождают все свои действия объяснениями, следя за правилами безопасности при работе в коллективе.
Посаженные растения ставят в светлое, теплое место. Моют руки.
III. Пальчиковая гимнастика
Посадили в землю зернышко, – «посадить» в ладошку зернышко
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети. – сжимаем и разжимаем пальцы рук
Расти, зернышко, расти. – руки вверх
Появятся на стебельке листочки, – ладошки вместе
Распустятся цветочки. – раскрыть ладоши
IV. Вопросы:
• Что нового вы сегодня делали? Что было интересного?
• Каких ждете результатов от посадки? Для чего мы это делали?
V. Работа в «Дневнике наблюдений»
Все вместе наводят порядок, провожают Дюймовочку.
Наблюдение 6. Контрольное наблюдение «Растите и цветите».
Цель: Увидеть результат своего труда – новые ростки.
Задачи:
• Обобщать и закреплять знания детей о комнатных растениях.
• Воспитывать желание заниматься цветоводством.
• Побуждать радоваться результатам своего труда, выражать свои эмоции в музыкальных танцевальных импровизациях.
Ход:
I. Воспитатель вместе с Дюймовочкой приглашают детей в уголок природы, рассматривают посадки
Вопросы:
• Что произошло с черенками в земле?
• Какие растения мы размножаем?
• Почему черенки дали новые ростки?
• Что мы для этого делаем?
• Как мы будем за ними ухаживать?
• Кому мы их подарили?
II. Дидактическая игра «Собери цветок». Цель: закрепить знания частей растений.
III. Музыкальная пауза «Я цветочек»
«Вальс цветов» П. И. Чайковский
Дети танцуют под музыку, импровизированную по своему желанию, рассказывают какой цветочек они изображали.
IV. Итог: Дети провожают Дюймовочку, дарят ей новые растения, напоминают, как за ними нужно ухаживать.