ольга тиханова
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Публикация «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая, находит общее и различное у растений. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Наблюдение как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения, компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.
Система непрерывных наблюдений в летний период
Форма наблюдения Тема Цель Методы и
приёмы Словарная
работа
1. Наблюдение "За солнцем" Дать детям представление о состоянии погоды летом.
Закрепить названия сезонной одежды. Беседа с детьми.
Рисование палочкой на земле-солнышко.
Художественное слово:
стихи
загадки Греет сильнее,
ясное нарядись,
красное покажись,
красный день,
горячая яичница
2. Наблюдение "За небом и облаками" Разобрать понятие "облако".
Зависимость погоды от наличия облаков. Беседа с детьми.
Рисование палочкой на земле -облака.
Художественное слово:
стихи
загадки Облако,
я лечу,
стану тучей,
белогривые лошадки,
плывут медленно.
3. Наблюдение "За дождём,
грозой
и радугой" Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Беседа с детьми.
Художественное слово:
стихи
русские народные потешки Стучит, струйка,
водяная сабелька,
лужу резал,
речка-как хрусталь,
солнышко-колоколнышка.
4. Рассматривание "За насекомыми"
Познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Беседа с детьми, рассматривание.
Художественное слово:
стихи
загадки
народная потешка. Труженики, жуки-усачи, порхают,
намотал на кулачок.
5. Рассматривание "Что цветёт летом" Познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями.
Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Беседа с детьми,
рассматривание растения.
Художественное слово:
стихи
загадки
Жёлтые брошки,
жёлтая середочка,
одуванчик белоголовый.
6. Наблюдение "За трудом взрослых" Дать знания о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе. Беседа с детьми,
наблюдение.
Художественное слово:
загадки
стихи
скороговорки Пригладим,
протопчу дорожку,
зубастые, кусаются.
Приложение
Стихи
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладошки-
Очень рады солнышку.
А. Барто
Солнышко ясное, нарядись!
Солнышко красное, покажись!
Подари нам красный день.
А. Прокофьев
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко!
Г. Ладонщиков
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков
Список литературы
1."Как знакомить дошкольников с природой". Под ред. П. Г. Саморуковой-М. ,1983г.
2. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -М. ,2003г.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. ,200г.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. "Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать".-Ярославль, 1997г.
5. Поваляева М. А. "Развитие речи при ознакомлении с природой".- Ростов-на-Дону, 2005г.
6. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников. - Екатеринбург, 2005г.