Оксана Голубева
Проект «Система непрерывных наблюдений с воспитанниками старшего дошкольного возраста за природным объектом — березой»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение №1.
«Береза на территории нашего детского сада»
Цель: ознакомление воспитанников с причинно - следственными связями происходящие в природе весной с березой. Подводить к пониманию характерных процессов взаимосвязи сезонных изменений в природе и жизни деятельности березы.
Формы работы: познавательно - исследовательская деятельность, наблюдение.
Способы: вопросы поискового характера, беседа, тактильное восприятия, рассматривание, художественное слово, труд в природе.
Публикация «Проект „Система непрерывных наблюдений с воспитанниками старшего дошкольного возраста за природным объектом — березой“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Активизация словаря: природа оживает; ствол у неё белый с чёрными крапинками; кора гладкая, нежная, теплая; сокодвижение.
Ход наблюдения:
Загадываю детям загадку:
- Я раскрываю почки.
В зеленые листочки,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня.
- Весна
- Ребята, какие вы молодцы, правильно отгадали загадку – это весна. Ребята, а весной происходят различные чудеса. Вся природа оживает, и что - то не обычное произошло с этим деревом. А кто помнит, что это за дерево?
- Это дерево береза.
- Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными крапинками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой, потрогайте её.
(Дети ощупывают кору березы).
- Чувствуете что она гладкая, нежная, теплая. А где кора черная, какая она на ощупь?
- Кора шершавая, жесткая, грубая
- Ребята, а вы хотите узнать, какие чудеса происходят с березой весной.
- Да, хотим.
- Береза, как и другие деревья, весной просыпается и начинает питаться. А как вы думаете, откуда береза берет питание.
- Береза берет питание из дождика, из земли.
- Молодцы догадались. Действительно береза питается водой, это может быть и дождевая вода она попадает в землю, в ней растворяются питательные вещества. Береза впитывают эту воду так она и питается. А как вы думаете, каким образом берет береза питательные вещества из земли. Что ей помогает?
- Березе помогают питаться корни.
Правильно, всё знаете, березе в этом помогают корни. Весной питательные вещества поднимаются через корни деревьев, по стволу и доходят до самых кончиков веток – этот процесс люди называют сокодвижением. Кто запомнил, повторите.
(Дети повторяют).
Сокодвижение - это весеннее чудо природы. Чтобы вода лучше проходила в почву нужно рыхлить землю. Тогда и березе будет легче питаться. А кто желает порыхлить почву у березы?
(Дети переходят к трудовой деятельности)
Наблюдение №2.
«Необычная кора»
Цель: подведение детей к пониманию и определению, какое это дерево по его внешнему признаку – коре. Расширение представления о коре и ее назначении, черные крапины - это чечевички, через которое дышит дерево, если их потереть черной тканью, то появиться белое вещество бетулин.
Формы работы: наблюдение, экспериментальная деятельность (исследование содержание бетулина в коре)
Способы: обобщение; постановка вопросов; беседа; зрительное тактильное восприятия; игровая деятельность; вывод.
Активизация словаря: Береза – щедрое и доброе дерево; кора белоствольная; кору называют берестой; черные крапины - это чечевички; красящее вещество – бетулин
Ход наблюдения:
- Ребята, а куда мы сегодня с вами пришли.
- Мы пришли в парк
- Правильно ребята в городской парк. Что ребята в парке растет?
- В парке растет трава, деревья, цветы
- Здесь очень много растений растет. Я вам хочу загадать загадку о растении, которое находится в городском парке. А вы внимательно послушайте, посмотрите вокруг и назовите о каком же растении эта загадка:
С белой корой стоит под горой.
- Береза
- Ребята, а как вы так быстро догадались, что это не осина и не липа?
- Догадались по коре, потому что она белая.
- Береза – щедрое и доброе дерево. У всех берез очень необычная кора, она белая. За её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. А еще мы с вами вчера ощущали кору, какая она на ощупь?
- Твердая, шершавая – черная кора, а белая кора – гладкая, шелковистая. Правильно, а теперь мы с вами поиграем в игру «Узнай березу по коре»
- Кто хочет первый поиграть? Иди сюда Ира, я тебе сейчас завяжу глаза платком, а ты должен по коре узнать это береза или нет. А мы посмотрим, правильно ты угадаешь или нет. (Проиграть 2-3 раза)
Ребята, посмотрите, а в белой коре – бересте есть еще черные крапинки. Как вы думаете, для чего березке черные крапинки?
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. Ребята кора защищает березу от солнца, мороза и ветра.
А ещё, в белой коре березы содержится специальное красящее вещество - бетулин. Если бересту потереть кусочком темной ткани, то на ткани от коры останется белый след. Я вам сейчас раздам по темному лоскутку, и вы сами сможете это проверить.
Опыт "Покрасим лоскуток в белый цвет"
Наблюдение №3.
«Березовые почки»
Цель: Ознакомление с понятием почки - «домики листьев», которые приносит пользу человеку для сохранения здоровья
Формы работы: наблюдение
Способы: беседа, рассматривание.
Активизация словаря: почки – это будущие листочки; из березовых почек изготавливают лекарство
Ход наблюдения:
загадываю детям загадку:
- На ветках плотные комочки
В них дремлют клейкие листочки.
- Почки
- Правильно, на ветках деревьев и кустарников есть почки.
(Рассмотрите их)
- На разных деревьях почки разного размера и цвета. У березы они круглые и маленькие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к каждой веточке и наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть. Посмотрите, какие они. (Дети поднимают с земли обломленные ветки и рассматривают их).
- Почки – это будущие листочки, и какие почки по размеру, такие и будут у дерева и листочки.
(Аккуратно наклоняю ветку и показываю каждому ребенку набухшие почки)
- Всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.
Ребята, а из березовых почек изготавливают лекарство для людей. Ветки с почками сначала сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обрывают с веточек, добавляют специальное вещество и делают мазь.
(После прогулки предложить детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками)
Наблюдение №4.
«Лист зеленеет молодой»
Цель: содействие появлению чувства восхищения при эстетическое восприятие от созерцания березы в весеннем зеленом наряде, подведение к пониманию
Формы работы: наблюдение с последующим выходом в продуктивную деятельность
Способы: беседа, тактильное восприятие, художественное слово, рассматривание.
Активизация словаря: Молодые, зеленые, клейкие липкие листочки; береза в зеленом наряде; зеленые косы.
Ход наблюдения:
- Ребята мы сегодня снова будем наблюдать за березой. Когда я сегодня пришла утром в детский сад, то я увидела, что, что - то необычное произошло с нашей березой. Кто заметил, что же с ней случилось?
- На березе появились листочки
- Какие вы наблюдательные. Правильно, на нашей березе появились первые листья. Ребята потрогайте их на ощупь и понюхайте
(дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают).
- Что вы можете сказать о молодых березовых листочках?
-Березовые листочки липнут, пахнут, зеленые, маленькие.
- Да листья маленькие, нежные, блестящие, липкие.
Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Это их привлекает сладкий аромат березовых листочков.
- А давайте посмотрим на нашу красавицу из далека. Какая она красивая в зеленом наряде.
(читаю детям стихотворение: Всеволода Рождественского)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- Вы внимательно посмотрите на нашу березу, завтра мы нашу красавицу будем рисовать.
Наблюдение №5
«Как березка из сережек проросла»
Цель: знакомство воспитанников с разными способами исследования объекта (березы, зрительное восприятие объекта, тактильное. Уточнение представление о соцветиях березы – «сережках»
Формы работы: наблюдение, экспериментальная деятельность
Способы. Вопросы поискового характера, рассматривание семян, опыт.
Активизация словаря: соцветие березы – сережки, медовый нектар, ароматная пыльца, насекомые, пчелы, семена березы похожи на самолетики, способ распространения семян березы
Ход наблюдения:
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
О чем это загадка,
Скажите мне ребятки?
- Это загадка о березе.
- Мы к березе подойдем, аромат её вдохнём. Ребята, а поглядите, сколько насекомым прилетело к нашей березе, и кружатся возле нее. А что это за насекомые, кто мне скажет?
- Эти насекомые пчелы
- А как вы думаете, что их привлекло к березе?
- Их привлекло к березе запах
- Действительно ребята, пчел к березе привлекает ароматных запах. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что на нашей березе появились сережки. Так береза цветет, сережки её соцветия, от них идет медовый запах. Пчелы собирают пыльцу - нектар с сережек березы и делают из него мед.
А еще Вика выучила стихотворение Александра Прокофьева про березу и сейчас его вам расскажет.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красными застежками.
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
- Спасибо Вика.
Ребята, автор в этом стихотворении сравнивает березу с русской красавицей. Рассказывает нам о соцветиях как об украшении – сережках.
Сережки это не просто цветы березы, в них еще созревают семена. Давайте посмотрим на опавшие сережки.
(Дети поднимают сережки и рассматривают семена)
-А какие они на ощупь?
-На ощупь они твердые, жесткие, гладкие
- Да, а еще они похожи на крошечные самолетики коричневого цвета. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт более 100 лет.