Валентина Белянина
Разработка открытого занятия по мозжечковой стимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Структура организации общеобразовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
I блок (первое занятие – подготовка к занятию на балансировочных сферах).
1. Пример простой игры «Зарядка» с целью переживания сжатия и расширения в разных направлениях, ощущение своего макс и мини размера. Характерная особенность игры «Зарядка» заключается в ритмическом чередовании полярных по характеру движений в рамках единого сюжета (высоко-низко, сильно-расслаблено, далеко-близко) – 8 минут.
2. Комплекс упражнений с музыкальным сопровождением:
Публикация «Разработка открытого занятия по мозжечковой стимуляции» размещена в разделах
- Кинетические (динамические) упражнения – 2 минуты.
- Самомассаж лица, шеи, головы, органов артикуляции – 3 минуты;
- Пальчиковая гимнастика – 3 минуты;
- Дыхательные и фонопедические упражнения – 2 минуты;
- Реципрокные упражнения для развития межполушарного взаимодействия – 2 минуты.
3. Комплекс упражнений с прыгающими мячиками «КУШ БОЛЛ»
- Упражнения «Руку правую вперед» на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой – 5 минут.
- Упражнения «Маятник», «Ракета», «Батискаф», «Горячая картошка» – 10 минут.
II блок (второе занятие – занятие на балансировочных сферах «Равновесие»).
III блок (третье занятие – занятие с аналогом оборудования «Баламетрикс»).
Основные направления общеразвивающей деятельности воспитанников.
1. Развитие сенсорных и моторных функций, направлены на повышение чувствительности анализаторных систем;
2. Развитие когнитивных (интеллектуальных) функций, направлены на преодоление трудностей в усвоении знаний; позволяют осознанно применять приобретённые умения и способствуют развитию произвольной регуляции деятельности.
3. Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности, направлены на формирование эмоционально-волевой сферы детей (критичности, оценки и самооценки).
Организация общеразвивающих занятий.
Методы организованного обучения (игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская или их интеграция) с использованием разнообразных (словесных, наглядных, практических) методов получения новых знаний:
- выработки практических умений и накопления навыка игровой и начального опыта учебной деятельности;
- организации взаимодействия воспитанников;
- закрепления изученного материала.
Создается образовательно-развивающая среда, которая является важнейшей составляющей духовного, интеллектуального и физического развития личности ребенка.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Материально-техническое обеспечение и содержание общеразвивающих занятий мозжечковой стимуляции.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников, аналоги комплекта оборудования «Баламетрикс».
Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена : «мозжечок - это ключ к обучению буквально всему», в том числе интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение. А это в свою очередь позволяет интегрировать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
Общеазвивающие занятия с мозжечковой стимуляцией неоднократно доказывали свою эффективность. Частота и последовательность применения процедуры мозжечковой стимуляции имеют решающее значение.
В основу положены упражнения на балансировочной доске «Равновесие». Все упражнения выполняются на доске и занимают 10-15 мин. Упражнения очень полезны при выполнении непосредственно перед проведением разного рода коррекционных занятий (логопедической и психологической коррекции, что значительно усиливает эффективность последних.
Для выполнения упражнений разного уровня сложности используются балансировочная доска «Равновесие», мяч «КУШ БОЛЛ», мяч - маятник «ОГОСПОРТ», мяч для настольного тенниса, «цветная планка» для визуального контроля, подставка «стенд с мишенями», «щит - мишень» с цифрами и кругами.
Простое упражнение - подбрасывание прыгающего мяча «КУШ БОЛЛ», помогает лучше интегрировать оба полушария мозга, откалибровать внутреннее время, улучшить развитие моторики и координации.
Мячик, подвешенный к потолку - мощный инструмент с обратной связью - помогает организовать умственные процессы, связанные с исполнительскими функциями, внутренним временем и сбором устной информации.
Использование «цветной планки» для визуального контроля моторики, требует точных движений и координации совместно с сенсорными областями мозга. ( Н: пользователь попадает по мячику красной областью, а когда мячик возвращается назад - отправляет его в другом направлении, попадая желтой областью).
Использование подставки «стенда с мишенями» также требует точных движений, чтобы мячик пролетал над или между мишенями.
Упражнение для мозга на «щите - мишени» с цифрами и кругами забавное и не легкое в выполнении (кидается мячик в наклонную доску, но в тоже время сильно действующее. На доске есть пронумерованные квадраты и круги, нужно попасть в определенный номер и пройти через разные позиции на доске. Доска для отскока обеспечит разного рода достижения.
Следование этим простым упражнениям помогает лучше организовать умственные процессы, которые в свою очередь улучшают способности читать, писать, запоминать, понимать, поддерживать внимание.
Основные принципы построения программы упражнений с применением оборудования:
«от простого к сложному» (начинаем с легких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку);
«оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребенка);
«интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
«включение мотивации» (оборудование создает доп. мотивацию для занятий, познавательную активность, игровую деятельность);
«вариативность упражнений» (свободное «поле для творчества»);
«би / моно / реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
«направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
«целеполагание» (отбить / кинуть, попасть в цель).