МААМ-картинки

Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)

Малитикова
Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (далее ФГОС ОУО) предъявляет требования к оценке базовых учебных действий, учащихся с умственной отсталостью. В данной статье особое внимание уделено разработке критериев оценки базовых учебных действий, как элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, которые обеспечивают овладение содержанием образования.

Публикация «Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)» размещена в разделах

Ключевые слова: базовые учебные действия, личностные учебные действия, коммуникативные учебные действия, регулятивные учебные действия, познавательные учебные действия, ФГОС О у/о.

С 1 сентября 2016 года школы внедряют федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).[1] Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД).

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в школе. [2]

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают становление учебной деятельности ребёнка с умственной отсталостью в основных её составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия- обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия – обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия – обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.

Познавательные учебные действия – представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления. [5]

Проанализировав научную литературу, АООП ФГОС уо Тинская 18 г., опыт коллег «Зеленогорской школы- интерната», мною была составлена карта индивидуальных достижений БУД, в которой подробно можно отследить критерии и индикаторы компонентов БУД.

Карта индивидуальных достижений БУД

обучающегося, воспитанника класса ___ уч. год

Критерии Индикаторы I полугодие

(январь)

II полугодие (май)

Личностные учебные действия

1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями Выполнение правил поведения и обязанностей в школе

2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Способность различать хорошие и плохие поступки и поведение, осуждать или одобрять их

Соблюдение норм поведения в соответствии с социальной ролью (ученик, сын (дочь, покупатель и т. д.)

Уважительное отношение к взрослым

Умение контролировать свои эмоции

Умение контролировать свои действия

3 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому восприятию Бережное отношение к окружающей природе и предметам

Положительное отношение к аккуратности и опрятности

4 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур

Выстраивает отношения со сверстниками несмотря на культурную принадлежность, на основе общекультурных принципов

5 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами

Различает «что я хочу» и «что я могу»

Осуществляет добрые дела, полезные окружающим

Средний бал:

Уровень:

Коммуникативные учебные действия

6 Вступать в контакт и работать в коллективе Способность инициировать и поддерживать коммуникацию

7 Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умеет входить в коммуникацию, соблюдая нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова)

Обращаться за помощью и принимать помощь

8 Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Сформированность эмпатии

9 Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Сформированность навыков коммуникации со сверстниками

Средний бал:

Уровень:

Регулятивные учебные действия

10 Адекватное соблюдение ритуалов школьного поведения Понимать руку

Вставать и выходить из-за парты

Усвоение и использование норм поведения

11 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Принятие цели и действия по плану

Принятие цели и произвольное включение в деятельность

Умение следовать предложенному плану

Умение работать в общем темпе

12 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов Умение корректировать свою деятельность с учётом замечаний учителя

Средний бал:

Уровень:

Познавательные учебные действия

13 Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов

Устанавливать видо-родовые отношения предметов

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями

Чтение

Письмо

Выполнение арифметических действий

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)

Средний бал:

Уровень:

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Для оценки сформированности каждого действия обучающихся с лё гкой степенью умственной отсталости используется следующая система оценки:

0 баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации. [3]

При выведении среднего балла были определены 3 уровня развития:

0 – 1,5 низкий уровень развития;

1,6 – 3.4 средний уровень развития;

3,5 – 5 достаточный.

Для оценки учащихся с умеренной степенью умственной отсталости используется следующая система оценки:

Уровни освоения действий/ операций:

1. Пассивное участие/ соучастие: действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что- либо сделать с ним) - 0 баллов

2. Активное участие/ действие выполняется ребё нком:

2.1 со значительной помощью взрослого - 1 балл

2.2 с частичной помощью взрослого - 2 балла

2.3 по последовательной инструкции (изображения или вербально)-

3 балла

2.4 по подражанию или образцу - 4 балла

2.5 полностью самостоятельно - 5 баллов

Шкала динамики развития обучающегося с умеренной степенью умственной отсталостью:

0 - отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия. [6]

Оценка достижений в освоении базовых учебных действий

производиться 1 раз в полугодие.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). [3]

Библиографический список

1. ГАРАНТ. РУ информационно- правовой портал. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

2. Опыт введения ФГОС О УО : реализация адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2)», г. Зеленогорск 2018г. ;

3. АООП ФГОСуо Тинской 2018г. ;

4. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. ;

5. Кузнецова, О. В. Подготовка педагогов к введению ФГОС / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. – 2011. – № 11.

6. Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Тинская школа – интернат».

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Разработка информационной карты ОД в соответствии с ФГОС  «Путешествие по Африке» (старшая логопедическая группа)Разработка информационной карты ОД в соответствии с ФГОС  «Путешествие по Африке» (старшая логопедическая группа) Возрастная группа: старшая группа Тема непосредственно образовательной деятельности (НОД): “Путешествие по Африке” Приоритетная образовательная.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.

Ежедневное планирование работы воспитателя в соответствии с ФГОС Для кого то из нас ежедневное планирование работы с детьми не вызывает проблем,но для кого то это настоящая проблема. Разрешите представить.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)
Опубликовано: 8 января 2020 в 11:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)» (включая файлы) размещена пользователем Малитикова (УИ 2166358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД