Малитикова
Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (далее ФГОС ОУО) предъявляет требования к оценке базовых учебных действий, учащихся с умственной отсталостью. В данной статье особое внимание уделено разработке критериев оценки базовых учебных действий, как элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, которые обеспечивают овладение содержанием образования.
Публикация «Разработка критериев БУД в соответствии с ФГОС (ОВЗ)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: базовые учебные действия, личностные учебные действия, коммуникативные учебные действия, регулятивные учебные действия, познавательные учебные действия, ФГОС О у/о.
С 1 сентября 2016 года школы внедряют федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).[1] Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД).
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в школе. [2]
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают становление учебной деятельности ребёнка с умственной отсталостью в основных её составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия- обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия – обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия – обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.
Познавательные учебные действия – представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления. [5]
Проанализировав научную литературу, АООП ФГОС уо Тинская 18 г., опыт коллег «Зеленогорской школы- интерната», мною была составлена карта индивидуальных достижений БУД, в которой подробно можно отследить критерии и индикаторы компонентов БУД.
Карта индивидуальных достижений БУД
обучающегося, воспитанника класса ___ уч. год
№ Критерии Индикаторы I полугодие
(январь)
II полугодие (май)
Личностные учебные действия
1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями Выполнение правил поведения и обязанностей в школе
2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Способность различать хорошие и плохие поступки и поведение, осуждать или одобрять их
Соблюдение норм поведения в соответствии с социальной ролью (ученик, сын (дочь, покупатель и т. д.)
Уважительное отношение к взрослым
Умение контролировать свои эмоции
Умение контролировать свои действия
3 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому восприятию Бережное отношение к окружающей природе и предметам
Положительное отношение к аккуратности и опрятности
4 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур
Выстраивает отношения со сверстниками несмотря на культурную принадлежность, на основе общекультурных принципов
5 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами
Различает «что я хочу» и «что я могу»
Осуществляет добрые дела, полезные окружающим
Средний бал:
Уровень:
Коммуникативные учебные действия
6 Вступать в контакт и работать в коллективе Способность инициировать и поддерживать коммуникацию
7 Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умеет входить в коммуникацию, соблюдая нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова)
Обращаться за помощью и принимать помощь
8 Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Сформированность эмпатии
9 Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Сформированность навыков коммуникации со взрослыми
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками
Средний бал:
Уровень:
Регулятивные учебные действия
10 Адекватное соблюдение ритуалов школьного поведения Понимать руку
Вставать и выходить из-за парты
Усвоение и использование норм поведения
11 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Принятие цели и действия по плану
Принятие цели и произвольное включение в деятельность
Умение следовать предложенному плану
Умение работать в общем темпе
12 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов Умение корректировать свою деятельность с учётом замечаний учителя
Средний бал:
Уровень:
Познавательные учебные действия
13 Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов
Устанавливать видо-родовые отношения предметов
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями
Чтение
Письмо
Выполнение арифметических действий
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)
Средний бал:
Уровень:
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Для оценки сформированности каждого действия обучающихся с лё гкой степенью умственной отсталости используется следующая система оценки:
0 баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации. [3]
При выведении среднего балла были определены 3 уровня развития:
0 – 1,5 низкий уровень развития;
1,6 – 3.4 средний уровень развития;
3,5 – 5 достаточный.
Для оценки учащихся с умеренной степенью умственной отсталости используется следующая система оценки:
Уровни освоения действий/ операций:
1. Пассивное участие/ соучастие: действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что- либо сделать с ним) - 0 баллов
2. Активное участие/ действие выполняется ребё нком:
2.1 со значительной помощью взрослого - 1 балл
2.2 с частичной помощью взрослого - 2 балла
2.3 по последовательной инструкции (изображения или вербально)-
3 балла
2.4 по подражанию или образцу - 4 балла
2.5 полностью самостоятельно - 5 баллов
Шкала динамики развития обучающегося с умеренной степенью умственной отсталостью:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия. [6]
Оценка достижений в освоении базовых учебных действий
производиться 1 раз в полугодие.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). [3]
Библиографический список
1. ГАРАНТ. РУ информационно- правовой портал. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
2. Опыт введения ФГОС О УО : реализация адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2)», г. Зеленогорск 2018г. ;
3. АООП ФГОСуо Тинской 2018г. ;
4. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. ;
5. Кузнецова, О. В. Подготовка педагогов к введению ФГОС / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. – 2011. – № 11.
6. Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Тинская школа – интернат».