Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

Гульсиня Гибадуллина
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Е. И. Тихеева

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Цели организации (РППС ДОО):

• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

• Концепция содержания непрерывного образования (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003)

• СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013)

• Психолого-педагогические требования Минобрнауки России (Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)

• Требования безопасности

(ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями).

ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»)

• ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)

• Закон «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012. ФЗ №185 от 02.07.2013)

При организации РППС необходимо учитывать:

• гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

• наличие физкультурного и музыкального залов;

• наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

• оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

• наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

• наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

• наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;

• наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

РППС в младшем дошкольном возрасте

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РППС в среднем дошкольном возрасте

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РППС в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

РППС ДОО должна быть:

Содержательно-насыщенной, что предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке, соответствие возрастным особенностям и содержанию программы;

Трансформируемой. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации

от меняющихся интересов детей, от возможностей детей;

Полифункциональной, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д., наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители);

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов;

Доступной: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования;

Безопасной: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При соблюдении всех требований и принципов мы получим РППС, обладающую следующими качествами:

• Психологическая, физическая и функциональная безопасность;

• Правильная возрастная адресация;

• Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);

• Функциональная (игровая) привлекательность;

• Возможность организации коллективной деятельности;

• Дидактическая ценность;

• Развивающие возможности;

• Эстетическая ценность;

• Методическая обеспеченность;

• Долговечность.

Примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения.

1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения.

2. Определить недостающие компоненты.

3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости.

4. Изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы.

5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Продумать способы выделения игровых зон, с учётом возможности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение учебного года.

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

1. Социально-коммуникативное развитие:

• Центр ППД

• Центр пожарной безопасности

• Центр труда, уголок дежурств

• Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

2. Познавательное развитие:

• Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

• Центр сенсорного развития

• Центр конструктивной деятельности

• Центр математического развития

• Центр экспериментирования

3. Речевое развитие:

• Центр речевого развития или уголок речи, грамотности

• Центр «Будем говорить правильно

• Центр «Здравствуй, книжка!»

• Логопедический уголок

4. Художественно-эстетическое развитие включает:

• Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»

• Центр музыкально-театрализованной деятельности

5. Физическое развитие:

• Центр физического развития

• Центр сохранения здоровья

• Спортивный уголок «Будь здоров!»

В 2015 году Федеральный институт развития образования выпустил развернутые методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Документ раскрывает важнейшие характеристики РППС, подробно описывает требования к зонированию, дидактическому наполнению и интеграции развивающей среды и материалов, на которые должна опираться образовательная программа ДОУ по ФГОС. Серьезным дополнением к ФГОС стало определение так называемых функциональных модулей РППС, которые позволяют четко распределить зоны игрового пространства и развивающие материалы по образовательным областям. Опираясь на данный документ, педагоги ДОО смогут сформировать оптимальную развивающую предметно-пространственную среду для полноценного и гармоничного развития личности ребенка.

Модуль «Игровая» включает в себя наиболее объемный перечень материалов, формирующих основное игровое пространство ДОО и затрагивающих все образовательные области: от социально-коммуникативного до физического развития.

Модуль «Физкультура» определяет ассортимент необходимого спортивного инвентаря и игрового оборудования, направленный на развитие крупной моторики дошкольника и отвечающий за поддержание и укрепление физического здоровья.

Модуль «Творчество» состоит из развивающих материалов, которые участвуют в занятиях по развитию творческого потенциала ребенка, формируют художественный и эстетический вкус.

Модуль «Логопед» содержит материалы для работы над речевым развитием дошкольников, освоением норм свободного общения и различных компонентов устной речи.

Материалы модуля «Психолог» должны использоваться только специалистами в процессе диагностики и коррекции психологического состояния дошкольника и микроклимата семьи.

Модуль «Бассейн» является одним из выделенных направлений физического развития дошкольника, он включает в себя игрушки по ФГОС для занятий и экспериментов с водой.

Модуль «Общие компоненты» состоит из технических элементов оснащения РППС, облегчающих задачи по зонированию и организации игровой среды ДОО.

Использованная литература:

1. ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)

2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д.,

Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной

среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

ISBN 978-5-85630-100-6

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как фактор развития ребёнка в ДОУ в соответствии с ФГОСПредметно-пространственная среда как фактор развития ребёнка в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в младшей группе в соответствии с ФГОС Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.

Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС (группа раннего возраста)Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС (группа раннего возраста) В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС» Предметно-пространственная развивающая среда-это организованное жизненное.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС (старший возраст) (старший возраст) Прежде чем приступить к своей работе по построению среды, мы составили модель развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС» Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС Сегодня я хочу поделиться с вами тем, что у меня хорошо получается – оформление предметно – пространственной среды группы. Современный детский.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС в старшей группе КОУ «Сургутская школа – детский сад» Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДОО в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 20:30
+135Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Гульсиня Гибадуллина (УИ 82284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД