Гульсиня Гибадуллина
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Е. И. Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цели организации (РППС ДОО):
• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
• Концепция содержания непрерывного образования (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003)
• СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013)
• Психолого-педагогические требования Минобрнауки России (Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)
• Требования безопасности
(ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями).
ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»)
• ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)
• Закон «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012. ФЗ №185 от 02.07.2013)
При организации РППС необходимо учитывать:
• гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);
• наличие физкультурного и музыкального залов;
• наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
• оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
• наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
• наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
• наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
• наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
РППС в младшем дошкольном возрасте
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
РППС в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
РППС ДОО должна быть:
Содержательно-насыщенной, что предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке, соответствие возрастным особенностям и содержанию программы;
Трансформируемой. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации
от меняющихся интересов детей, от возможностей детей;
Полифункциональной, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д., наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители);
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов;
Доступной: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования;
Безопасной: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
При соблюдении всех требований и принципов мы получим РППС, обладающую следующими качествами:
• Психологическая, физическая и функциональная безопасность;
• Правильная возрастная адресация;
• Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);
• Функциональная (игровая) привлекательность;
• Возможность организации коллективной деятельности;
• Дидактическая ценность;
• Развивающие возможности;
• Эстетическая ценность;
• Методическая обеспеченность;
• Долговечность.
Примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения.
1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения.
2. Определить недостающие компоненты.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости.
4. Изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы.
5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Продумать способы выделения игровых зон, с учётом возможности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение учебного года.
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Центр ППД
• Центр пожарной безопасности
• Центр труда, уголок дежурств
• Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
2. Познавательное развитие:
• Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
• Центр сенсорного развития
• Центр конструктивной деятельности
• Центр математического развития
• Центр экспериментирования
3. Речевое развитие:
• Центр речевого развития или уголок речи, грамотности
• Центр «Будем говорить правильно
• Центр «Здравствуй, книжка!»
• Логопедический уголок
4. Художественно-эстетическое развитие включает:
• Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»
• Центр музыкально-театрализованной деятельности
5. Физическое развитие:
• Центр физического развития
• Центр сохранения здоровья
• Спортивный уголок «Будь здоров!»
В 2015 году Федеральный институт развития образования выпустил развернутые методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Документ раскрывает важнейшие характеристики РППС, подробно описывает требования к зонированию, дидактическому наполнению и интеграции развивающей среды и материалов, на которые должна опираться образовательная программа ДОУ по ФГОС. Серьезным дополнением к ФГОС стало определение так называемых функциональных модулей РППС, которые позволяют четко распределить зоны игрового пространства и развивающие материалы по образовательным областям. Опираясь на данный документ, педагоги ДОО смогут сформировать оптимальную развивающую предметно-пространственную среду для полноценного и гармоничного развития личности ребенка.
Модуль «Игровая» включает в себя наиболее объемный перечень материалов, формирующих основное игровое пространство ДОО и затрагивающих все образовательные области: от социально-коммуникативного до физического развития.
Модуль «Физкультура» определяет ассортимент необходимого спортивного инвентаря и игрового оборудования, направленный на развитие крупной моторики дошкольника и отвечающий за поддержание и укрепление физического здоровья.
Модуль «Творчество» состоит из развивающих материалов, которые участвуют в занятиях по развитию творческого потенциала ребенка, формируют художественный и эстетический вкус.
Модуль «Логопед» содержит материалы для работы над речевым развитием дошкольников, освоением норм свободного общения и различных компонентов устной речи.
Материалы модуля «Психолог» должны использоваться только специалистами в процессе диагностики и коррекции психологического состояния дошкольника и микроклимата семьи.
Модуль «Бассейн» является одним из выделенных направлений физического развития дошкольника, он включает в себя игрушки по ФГОС для занятий и экспериментов с водой.
Модуль «Общие компоненты» состоит из технических элементов оснащения РППС, облегчающих задачи по зонированию и организации игровой среды ДОО.
Использованная литература:
1. ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)
2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д.,
Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной
среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-85630-100-6