Получи документы

Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сказочный образ Бабы-Яги»

Лихачёва Татьяна
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сказочный образ Бабы-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка интегрированного занятия по художественно - эстетическому развитию дошкольников "Сказочный образ Бабы Яги"

Занятие «Сказочный образ Бабы Яги».

Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи:

• учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

• учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;

Публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников „Сказочный образ Бабы-Яги“» размещена в разделах

• учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;

• формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

• развивать мышление, воображение и творческие способности.

Предварительная работа: знакомство с произведениями В. Васнецова; рисование на темы: «Лукоморье», «Избушка на курьих ножках», «Сказка»; прослушивание музыкальных произведений по темам: «Сказочные персонажи», «Юмор в музыкальных произведениях», «Настроение».

Материалы: художественные произведения: «Руслан и Людмила» (А. Пушкин, «Народные русские сказки» (А. Афанасьев); музыкальные произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга» (П. Чайковский, А. Лядов); «Избушка на курьих ножках» (М. Мусоргский); изобразительные: «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); клубок, свечи и перо с чернильницей, портреты композиторов и художников, краски, карандаши, альбомная бумага, музыкальные инстурменты.

***

Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка».

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети. Клубок.

Воспитатель по изодеятельности. Скажите дл чего в русских народных сказках использовался клубок?

Дети. Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.

Воспитатель по изодеятельности. Правильно, давайте и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клубок, покажи нам дорогу. (Клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой). Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да!

Воспитатель по изодеятельности. Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколения люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали?

Дети. Люди рассказывали их своим детям, а дети – своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы.

Воспитатель по изодеятельности. Правильно, а еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Читает под музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Демонстрирует иллюстрацию картины «Избушка на курьих ножках» В. Васнецова). Посмотрите, ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», а написал её вам уже известный художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать художник?

Дети отвечают.

Художник передал страшное, настороженное и в какой-то степени нереальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине?

Дети отвечают.

Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнётся, птица не пропоёт, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказочность, необычность избушки?

Дети отвечают.

Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке?

Дети. Баба Яга.

Воспитатель по изодеятельности. Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба Яга».

Дети слушают пьесу.

Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга?

Дети отвечают.

Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, .что она еле идёт, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках?

Дети отвечают.

А во второй части Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В третьей – появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх?

Дети отвечают.

А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор – А. Лядов. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром.

Звучит фонограмма.

Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке, с каким характером?

Дети отвечают.

В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. А теперь давайте попробуем её исполнить вместе с оркестром на детских музыкальных инструментах.

Дети выполняют.

Понравилось вам ваше исполнение?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Хороший был оркестр. ВЫ постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания, интонацию. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках». А история создания её была такая: композитор был на выставке у своего друга художника Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда её никто не видит. А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и деревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья.

Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные – деревья. Двигательная импровизация детей.

А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: «Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?» А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

Дети отвечают.

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать еще одно произведение В. Васнецова – «Баба Яга». Скажите, что делает Баба Яга на этой картине? Какая она?

Дети. Злющая.

Воспитатель по изодеятельности. Как вы догадались, что она злющая?

Дети отвечают.

А как художник помог нам понять, что Баба Яга злая?

Дети отвечают.

К какому музыкальному произведению больше всего подойдет эта картина?

Дети отвечают.

Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали её поэты, сказочники. А теперь я предлагаю пройти в изостудию и нарисовать свой образ Бабы Яги, каким он вам запомнился и каким вы его представили.

Дети выполняют.

Ребята, давайте посмотрим, все ли сумели передать образ и характер злой Бабы Яги?

Дети отвечают.

А теперь вам домашнее задание: представьте себе, что случилось волшебство, и Баба Яга стала доброй. Нарисуйте её в этом образе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей» Хочу выразить большую благодарность за идею создания клоунов из поролоновых губок Татьяне Титовой. На основе этой идеи я создала свою.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: «Поздняя осень»Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Елочка-красавица»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Елочка-красавица» Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию «Елочка - красавица» Цель: учить детей передавать образ новогодней елки.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сказочный образ Бабы-Яги»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 18:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сказочный образ Бабы-Яги»» (включая файлы) размещена пользователем Лихачёва Татьяна (УИ 845012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД