Анна Саватеева
Проект по организации педагогического сопровождения дошкольника с признаками художественной одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация педагогического проекта «Мастерская
юного Дарвинчи» по организации педагогического сопровождения дошкольника с признаками художественной одаренности
(6-7 лет)
Цель проекта : педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей, дальнейшее развитие и совершенствование художественно-изобразительных способностей.
Задачи проекта :
Публикация «Проект по организации педагогического сопровождения дошкольника с признаками художественной одаренности» размещена в разделах
– совершенствовать умение определять оттенки, цвета и тона в соответствии с данным изображением, образцом;
– дать ребенку возможность осваивать различные техники рисования;
– продолжать развивать графические навыки;
– формировать умение ориентироваться на альбомном листе, планировать и правильно распределять изображаемые предметы, пропорционально рисовать части предметов;
– развивать творческое воображение, мышление, память, речь;
– повысить самооценку, уверенность в себе.
– систематически обогащать предметно – развивающую среду для воспитания повышенного интереса к художественно-изобразительному творчеству.
Работа по данному проекту состояла из нескольких этапов:
Первый этап включал в себя:
– предоставление заявления о согласии или отказа на подпись законному представителю ребенка;
– на основе диагностики и наблюдений за воспитанником составлялось представление (характеристика) на одаренного ребенка;
– поиск и выбор методических рекомендаций и пособий для занятий с детьми, которые помогут воспитаннику восполнить недостающие навыки и совершенствовать уже имеющиеся.
Второй этап (организационно-исполнительский) :
– систематическое насыщение развивающей предметно–пространственной среды по мере подготовки к предстоящим занятиям;
– знакомство с новыми способами и техниками рисования (рисование ватными палочками, восковой свечой, клеем, опечатки листьями деревьев, кустарников, целлофановым пакетом и т. д., разнообразное использование рисующих инструментов;
– работа по взаимодействию с родителями (беседы, рекомендации, мастер-классы, консультации, совместное участие в конкурсах).
Третий этап проекта :
– участие дошкольника и его семьи в выставках и конкурсах в рамках ДОО и за ее пределами (региональный, всероссийский);
– составление портфолио дошкольника.
Для успешного педагогического сопровождения одаренного ребенка был разработан индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в сфере художественно – изобразительной одаренности, согласно адаптированной рабочей программы ДОО «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также программы «Одаренные дети» (под ред. О. М. Дьяченко). При составлении занятий, включенных в маршрут, были использованы методики по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой и в учебном – пособии А. Никитина.
Занятия по индивидуальному образовательному маршруту проводились один раз в неделю по индивидуальной форме обучения. Методики занятий по художественно-изобразительной деятельности, включенные в проект, отвечали требованиям поставленных задач индивидуального образовательного маршрута. Необходимо было провести индивидуальную беседу и консультацию для родителей «Когда я стану художником» по вопросам художественной одаренности воспитанников чтобы рекомендовать родителям быть более внимательными к увлечениям своего ребенка. Ознакомить родителей с понятием и ролью индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. Предоставить на подпись законным представителям воспитанников заявление – согласие или отказ на проведение педагогического сопровождения ребенка по индивидуальному образовательному маршруту. В процессе работы с ребенком, родителям были организованы два мастер-класса по знакомству с нетрадиционными техниками рисования - Мастер-класс «Красочные чудеса». Краткое описание и фотоотчет представлены в приложении 10 и мастер – класс «Эбру – краски на воде» (Приложение 11, которые предоставили возможность родителям попробовать себя в качестве художников –волшебников и получить знания, каким образом можно заинтересовать ребенка и в домашних условиях.
После проведения работы по взаимодействию с родителями одаренных детей, началась основная работа по индивидуальному образовательному маршруту на ребенка с признаками художественной одаренностью.
Необходимо было обогащать развивающую предметно-пространственную среду, чтобы детям каждый раз было интересно туда заглядывать, с удовольствием садиться за любимое хобби и совершенствовать свои способности. Предметы для художественно-изобразительной деятельности находились в легкой доступности для детей. На полках или стеллажах можно расположить раскраски, рисующие инструментами, желательно, хорошего качества, альбомы в достаточном количестве. Рядом с уголком повесить магнитную доску, на которую дети сами будут прикреплять свои рисунки. В приемной устанавливается стенд или те же магнитные доски, чтобы гости группы при входе в помещение сразу видели творческие работы воспитанников.
Поскольку игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то многие занятия проходили в форме игры (детям предлагалось помочь какому-нибудь сказочному персонажу выполнить задание и собрать наибольшее количество волшебных звездочек или поиграть в сюжетно-ролевую игру «Я – фотограф», «Фотосалон» при рисовании портрета мамы или папы или сверстника «по заказу клиента»).
Предварительно, с ребенком проводились упражнения на воспоминания и закрепление полученных знаний при помощи заданий из такой образовательной области как формирование элементарных математических представлений, в занятиях по которой воспитанник учился ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок рисовал главный предмет на рисунке и старался распределить его как можно ближе к центру. Педагог объяснял ему, что необходимо заранее распланировать рисунок, выделить главные детали и второстепенные – у дошкольника развивалось внимание и умение отличать главные и второстепенные детали в сюжете картины. Дошкольник при помощи простого карандаша мог выделить точками или пунктирной линией границы изображения будущего предмета (по центру, размер силуэта, чтобы легче было ориентироваться и не допустить излишних ошибок. Обязательно, в ходе занятия применялись наглядные материалы: образцы, муляжи, заготовки, иллюстрации, предметные и сюжетные картины, проводились такие приемы, как беседы, рассказы воспитателя с ребенком по картине. Передача впечатлений от увиденного от воспитанника к педагогу, выраженная в описательных рассказах, рассказах по картине. Прием наблюдения в природе: на прогулках, экскурсиях можно делать фотографии и рассматривать их в группе, а затем постараться создать рисунок, опираясь на фотоотчет.
Чтобы подтвердить гипотезу исследования, необходимо было внести в исследовательский эксперимент работу с одаренным ребенком по созданию условий для проявления ребенком оригинальности и нетрадиционного подхода к выполнению заданий. По мнению И. А. Лыковой, при умелой организации и руководстве различных видов художественной деятельности дошкольники старшего дошкольного возраста, создают осознанные выразительные образы со смыслом и, используя адекватные средства, достоверно передают в своих работах свое отношение к окружающему миру.
Целесообразно было включить в занятия по рисованию и нетрадиционные техники рисования, которые способны заинтересовать детей и решить поставленные задачи индивидуально – образовательного маршрута.
Вот несколько примеров нетрадиционной техники рисования:
– Пейзажная монотипия – ребенок складывал чистый альбомный лист (бумагу для акварели) пополам, затем разворачивал. На одной половине рисуют, например, осенний пейзаж «Осенняя сказка» с изображением осенних деревьев и реки, а другую смачивал поролоновой губкой (можно использовать губку для мытья посуды, пропитанной водой и снова складывают лист пополам – на второй части листа получается копия нарисованной природы, как – будто в воде, а ту половину, на которой изображен пейзаж «на берегу» докрашивается красками более ярко. Этот способ рисования позволяет определять границы изображения (согнутая линия – это центр, в верхней части листа от центра – это берег, а в нижней части – река, вызывает интерес детей, воспитывает аккуратность при выполнении работы;
– Рисование солью – ребенок рисовал голубоватый снег (рисование зимнего пейзажа) акварельными красками, затем насыпают поверх рисунка крупную соль, затем аккуратно стряхивал соль и получалось дымчатое изображение снежной насыпи. Таким же образом можно рисовать облака в небе, пушистых домашних и диких животных и т. д. Рисование, выполненное в данной технике развивает мелкую моторику рук, формирует умение не заходить за границы рисунка и оставлять пробелов при раскрашивании и рассыпании соли, воспитывает любознательность и интерес к изобразительному творчеству, доставляет тактильное удовольствие ребенку;
– Рисование песком – ребенок рисует пальчиками на песочном столе с подсветкой. Можно придумать сказку и нарисовать ее сюжет, каждый раз стирая и создавая новые события в сказке – этот способ развивает мелкую моторику, воображение, речь;
– «Цветной граттаж» – ребенок смазывает весь лист акварельной бумаги восковой свечой, а затем наносит гуашь, смешанную с жидким мылом. Следующий этап рисования ребенок осуществляет при помощи гуаши, он рисует недостающие детали. Этот способ позволяет развивать исследовательские качества, выделять главные и второстепенные детали в изображаемом рисунке и повышать самооценку детей («все получилось»);
– «Монотипия» – на гладком целлофане ребенок рисует гуашью (нанесение краски должно быть густым, чтобы результат был как можно лучше) при помощи кисточки, ватной палочки или пальцем задуманное изображение, затем переворачивает целлофан рисунком вниз на лист бумаги и получают копию запланированной композиции;
– Эбру – (от персид. «об» – вода, «ру» – на «на воде», греч. – «на воде») педагог наливает воду с примесью жидкого клея в пластиковую емкость (лоток) и при помощи тонких палочек, шила или расчески и жидких масляных или акриловых красок ребенок рисует различные узоры на воде, затем опускает в емкость чистый лист бумаги, перенося, таким образом рисунок с емкости на лист бумаги.
На занятиях использовались такие приемы, как: наглядные, словесные, практические.
Использовались такие методы, как: информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдения, показ воспитателя, экскурсии); словесный (беседы, рассказы); репродуктивный (приемы повтора, выполнение формообразующих движения рукой с кисточкой в воздухе и на листе бумаги); эвристический (начало работы по показу воспитателя, а окончание-дошкольниками).
Занятия по индивидуальному образовательному маршруту для одаренного ребенка проводились с соблюдением санитарных норм: хорошее освещение, оборудование и мебель, соответствующая возрасту, росту ребенка (столы, стулья, мольберт). Проводились мероприятия по здоровьесберегающим технологиям: физминутки, массаж рук, гимнастика для пальцев и глаз, дети сами выполняли их из карточек, которые были вложены в лепбук.
В течение формирующего этапа ребенок получал дипломы за победу и участие в различных конкурсах и выставках, которые собирались педагогом в отдельной папке «Портфолио дошкольника – мое творчество. Портфолио ребенка служит для накопления творческих работ, сохранении на долгие года и их оценивания в будущем другими специалистами при поступлении в школу или при посещении кружков детского творчества (получении дополнительного образования).
Творчески – одаренный воспитанник в художественной сфере демонстрировал свои навыки не только в процессе основной образовательной деятельности, но и в различных поручениях взрослых (украсить группу к новогоднему празднику, оказать помощь другим детям на занятиях, раскрасить стенгазеты). Тем самым, повышалась самооценка ребенка, воспитывались такие качества личности, как взаимовыручка, помощь нуждающимся детям, эмпирические чувства, желание помогать в создании красивых композиций, развивалось эстетическое чувство и вкус, чувство гармонии.
Ребенок посещал творческую группу «Краски детства», закрепляя полученные умения по проекту «Мастерская юного Дарвинчи». За пределами дошкольной образовательной организации ребенок посещал выставки, посетил с родителями художественную школу.