Татьяна Кузнецова
Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка
в период адаптации»
Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя
МДОУ «Сланцевский детский сад №5»
Поступление в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка : из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привык к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него сформировались определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения стоит задача – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и семьи на всех этапах его адаптации к условиям детского сада.
Публикация «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
– психологическое обеспечение усвоения образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Ранний возраст – это период с 1 до 3 лет. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Ранний возраст характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.
Именно от согласованного взаимодействия сотрудников детского сада воспитателя, помощника воспитателя и родителей, зависит успешность прохождения адаптационного периода.
Система организации процесса адаптации.
Организация процесса адаптации в нашем детском саду начинается задолго до приёма детей в группу. С этой целью формируется адаптационная группа для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих ДОУ. В основу работы адаптационной группы положена реализация дополнительной образовательной программы дошкольного образования социально – коммуникативной направленности «Я расту». Совместные занятия с будущими воспитанниками и их родителями организуются по принципу кратковременного пребывания в ДОУ, с апреля по конец августа. В нашем ДОУ уже на протяжении 7 лет ежегодно работают адаптационные группы, которые способствуют успешному, наиболее щадящему прохождению адаптационного периода детей раннего возраста.
К сожалению, для воспитанников моей группы, а я набирала группу с года до 2-х лет, эта форма была недостаточно эффективной, поскольку на момент организации адаптационной группы некоторым из них ещё не исполнилось и года. В связи с этим посещение данной группы было не регулярным. Поэтому основной процесс адаптации начался в сентябре, когда была открыта возрастная группа.
Все наши усилия были направлены на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, а именно снижение психологической зависимости от родителей и страхом новизны через формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя или младшего воспитателя.
В адаптационный период используем следующие формы и методы работы с воспитанниками:
использование специальных приемов, затормаживающих отрицательные эмоции (переключение; игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки); спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т. д.).
создание мини – игровой зоны: стол, стулья, диван, кресло, мойка, плитка, где дети могут чувствовать себя комфортно;
создание места для уединения;
применение здоровьесберегающих технологий (гибкий адаптационный режим, инновационные технологии оздоровления и профилактика (сухой бассейн, тактильные дорожки, организация рационального питания, оптимизация двигательного режима: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технология музыкального воздействия; соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.)
организация игровой деятельности. Как правило, игра-занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть игры-занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается игра-занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Особенности организации предметно-пространственной среды в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия ребенка предполагают специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Интерьер моей групповой комнаты напоминает ребенку образ дома, включающий детскую мебель: стол, стулья, диван, кресло, мойка, плитка, которая расставленную так, чтобы образовались «маленькие комнатки», где дети чувствуют себя комфортно и спокойно.
Наибольшие трудности в период адаптации связаны с приучением ребенка к дневному сну. Малышу необходимо показать кроватку, где он будет спать, объяснить, где он будет оставлять свою одежду. В первое время стараемся сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: покачать ребенка, если он к этому привык, рассказать сказку, разрешаем брать в кровать игрушку, и даже пустышку.
Перед сном включаем спокойную музыку, которая помогает детям расслабиться и уснуть. Ни в коем случае насильно не укладываем ребенка спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Постепенной адаптации к окружающему миру способствуют любимые игрушки детей (не мягкие, которые они приносят из дома.
В период адаптации стараемся всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому мы создали в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Этот альбом помог детям запомнить имена сверстников, которые их окружают.
Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к ДОУ.
Как было отмечено выше, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и ДОУ, развитие педагогической компетентности родителей, оказание помощи семье по интересующим вопросам в воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Для этого использовали следующие формы и методы взаимодействия с родителями:
Предварительное знакомство с семьями воспитанников через анкетирование родителей: «Знакомство», «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»
Родительские собрания, где мы рассматривали с родителями особенности деятельности детского сада, возрастной группы детей раннего возраста, знакомились с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечали на вопросы родителей. Проводили экскурсию по детскому саду.
Квалифицированные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, формирование необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми).
Беседы с родителями. Здесь раскрывали основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.
Мониторинг здоровья физического развития и успешности процесса адаптации к ДОУ.
Выделяют три степени адаптации : лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
К сожалению, это нас не обошло. И тяжёлую степень адаптации выявили у троих детей.
Что же повлияло на длительность адаптационного периода в моей возрастной группе?
Возраст детей. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Многие дети, придя в детский сад, очень плохо понимали речь взрослого, был слабо выражен любознательный интерес. Не сформирована предметная деятельность. Детей было сложно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Даже тех детей, которые посещали адаптационную группу.
Условия жизни в семье. Многие дети пришли из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему было очень трудно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения. Некоторые дети к моменту прихода в детский сад не были ещё переведены с двухразового дневного сна. А также многим детям оказалась непривычна еда, не умели сидеть за столом, не знали, как правильно взять ложку в руки, не умели пить из кружечки. Есть дети, у которых первое знакомство с горшком произошло в детском саду. Очень медленно происходил отказ родителей от памперсов.
Уровень тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Однако, со слов родителей стало известно, что некоторые дети никогда не расставались с мамами даже на короткий промежуток времени. Всё это, конечно же, имело влияние на прохождение адаптационного периода у детей.
Таким образом, только правильная организация комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации и его ранняя социализация способствует успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.