Елизавета Левкович
Конспект интегрированного музыкального занятия «Разноцветная мелодия Осени»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевский центр образования №3
(Структурное подразделение Детский сад «Теремок»)
Непосредственно – образовательная деятельность
Интегрированного музыкального занятия
«Разноцветная мелодия Осени»
Подготовительная к школе группа.
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель :
Левкович Е. А.
Киреевск 2021 г.
Конспект
Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия „Разноцветная мелодия Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
музыкального занятия (НОД)
«Разноцветная мелодия Осени»
для подготовительной группы
детей дошкольного возраста.
Конспект занятия (НОД) образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», тематический модуль «Музыка».
Форма музыкального занятия : Фронтальное (групповое) занятие.
Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной к школе группы).
Вид занятия : Тематическое, сюжетное.
Тема занятия : Разноцветная мелодия Осени.
Место занятия в годовом плане музыкальных занятий : октябрь.
Интегративные области : «Физическое развитие» (Здоровье); «Социально-коммуникативное развитие» (Социализация); «Речевое развитие» (Коммуникация); «Познавательное развитие».
Актуальность: Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для приобщения к искусству, в т. ч. к музыке. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение чувствовать и сочувствовать. «Погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет» М. Казиник.
Цель занятия : Развивать эмоциональную отзывчивость детей дошкольников в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру осенней природы;
- способствовать формированию у детей творческого музыкального мышления;
- формировать умение передавать эмоционально-образное содержание музыки в разных видах деятельности;
Развивающие:
- развивать способность творческого воображения, цветовосприятия и творческую активность детей;
- развивать мышление, музыкальный слух, память, музыкальные способности детей;
- способствовать стремлению к достижению поставленной цели, поискам форм для воплощения замысла сюжета;
- развивать навыки коммуникативного поведения детей;
Воспитательные:
- воспитывать способность чувствовать и видеть прекрасное в искусстве и жизни;
Структурные
этапы занятия Разделы занятия/
Виды деятельности Задачи по содержанию
этапов занятия
1. Пролог Музыкальное приветствие
(организационный момент) Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
2. Завязка Мотивационно-ориентировочный раздел.
Постановка проблемы для творческого поиска (в игровой форме). Представить детям идею музыкально-игрового сюжета, заинтересовать детей, способствовать активизации их фантазии.
3. Развитие действия Основная часть занятия -
основные виды музыкальной деятельности :
- музыкально-ритмические движения;
-музыкально-игровое творчество;
- слушание музыки;
- пение;
- песенное творчество;
- музыкально-дидактическая игра;
- игра на детских музыкальных инструментах Эмоциональное восприятие музыки в разных видах музыкально-творческой деятельности.
4. Кульмина-ция Творческий раздел.
Танцевальное творчество –
Танец с осенними листьями Воплощение игрового замысла занятия (образа разноцветной Осени) в самостоятельном танцевальном творчестве.
5. Развязка Завершение сюжетно-игровой линии занятия.
Разноцветная мелодия Осени, цветные осенние картины на слайдах. Подведение итога занятия в форме представления детям продукта их музыкально-творческой деятельности на занятии.
6. Эпилог Заключительная часть занятия. Рефлексивно-оценочный раздел.
Музыкальное прощание. Анализ самоощущений, осознание удовлетворенности от музыкальной деятельности. Желание будущих творческих встреч.
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать потребность детей в самовыражении;
Оздоровительные:
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Педагогическая идея: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство»
В. А. Сухомлинский
Принципы построения занятия :
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип эмоциональной комфортности;
- принцип взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности при объединяющей роли восприятия музыки (О. П. Радынова);
- принцип творческой активности детей;
Структура занятия основана на принципе «эмоциональной драматургии» (Д. Б. Кабалевский).
Структура (драматургия) музыкального занятия :
Пролог – Завязка – Развитие действия – Кульминация – Развязка – Эпилог
Информационно-методическое и техническое обеспечение:
- Цветные полоски: зеленый цвет – спокойствие; желтый – радость; красный – активность, бодрость; синий – печаль, грусть; серый – безразличие, пассивность; черный – злость, грубость, жестокость.
- Белый кленовый лист – письмо, белые ноты с заданиями, цветные ноты.
- Разноцветные осенние листья для танца.
- Детские музыкальные инструменты : ложки, бубенцы.
- Портрет композитора П. И. Чайковского.
- Диск с фонограммами музыки для пения и танца.
- Слайды с осенними картинами.
- Магнитная доска с нотным станом.
- Музыкальный центр, компьютер, проектор, экран. Фортепиано.
Методическая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет - : Мозаика-Синтез, 2015
3. Музыкальное развитие дошкольников. /Под ред. Н. В. Микляевой – М. : Т Ц. Сфера, 2015
4. Настольная книга музыкального руководителя. /Авт. -сост. И. П. Равчеева – Волгоград: Учитель, 2015
5. Нотные сборники (в соответствии с музыкальным репертуаром занятия, журналы «Колокольчик» № 39/ 2007г., «Справочник музыкального руководителя» № 1/ 2013г.
6. Радынова О. П. Программа Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке – М. : ТЦ Сфера, 2014
Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука музыкально-творческого саморазвития – М. : Аквариум, 1997. Валеологические песни - распевки. О. Н. Арсеньевская.
Ход занятия
1.
Дети заходят в зал. Встали в кругю Музыкальный руководитель приветствует детей.
Муз. рук. : Я очень рада встрече с вами, дети! Предлагаю поприветствовать друг друга и пожелать всем добра!
Звучит валерлогическая песня - распевка» Доброе утро»
Доброе утро. Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! …и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день….»Пружинка»
Будет веселее…
Мы погладим лобик, носик и щёчки…Выполняют движения по тексту
Будем мы красивыми…Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки!. и левому плечу поочерёдно.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее!. Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережем.
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы. Разводят руки в стороны.
М. Р. Вот мы и поприветствовали друг друга. А теперь, пожалуйста, присаживайтесь на места. (Дети садятся на стульчики)
М. Р. : Ребята, я хочу рассказать вам о сегодняшнем происшествии:
Осенний ветер-ветерок
Забросил к нам в окно листок (показывает кленовый листок белого цвета,
Белый лист, на нем послание –
Ветерка печальное признание (читает письмо на кленовом листе) :
«Злая волшебница Снежная Королева не хочет уступить место Осени, как это и должно быть по календарю, она заколдовала цветную музыку Осени. Помогите найти краски осенней мелодии, освободите от колдовства Осень и,тогда цветная музыка зазвучит вновь, а Осень сможет танцевать свой разноцветный танец.
- Поможем, дети, найти цветную мелодию Осени? Дети: Да!
М. Р: Будет нелегко (показывает нотки белого цвета из конверта на кленовом листе) :
Нотки белые, но ветерок-дружочек поможет нам в пути!
Его задания на нотках подскажут, как цвета найти!
- Вы готовы к испытаниям? Дети: Да!
М. Р. : У нас есть цветные полоски (обращает внимание на цветные полоски, разложенные на стульях). И если мы на нашем пути будем внимательны к музыке, которая звучит вокруг нас, мы сможем подарить ноткам мелодии Осени цветное музыкальное настроение.
3.
М. Р. : Читаем задание на первой нотке (читает) :
В путь скорее вы шагайте, с музыкой движенья выполняйте!
Музыкально-ритмические движения :
1. Ходьба разного характера : Марш муз. Е. Тиличеевой (идем в поход); дробным шагом, рус. нар. мелодия «Ах ты, береза» (едем на машине); ходьба на носках, муз. Т. Ломовой (идем по узкой дорожке); ходьба змейкой, рус. нар. мелодия «Заплетися, плетень» (идем по лесной тропинке).
2. Легкий бег, муз. С. Майкапара.
3. Галоп, муз. Р. Шумана «Смелый наездник».
М. Р. : Молодцы, ребята, большой путь проделали. Скажите, какое настроение нам подарила музыка в пути? (Дети отвечают)
М. Р. : А вот и нотка окрасилась цветом вашего музыкального настроения. (Берет нотку по цвету показанных полосок и закрепляет ее на нотном стане на магнитной доске. Если полоски разного цвета, то и ноток будет несколько).
М. Р. (берет вторую нотку, читает) : На лесной полянке не скучайте,
Дружно вместе поиграйте.
- Вставайте, дети, в круг, покажем злой волшебнице какие мы дружные ребята.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
Танец-игра «Вперёд четыре шага» (По окончании игры садятся на стулья)
М. Р. А сейчас какого цвета музыкальное настроение? (Дети отвечают).
М. Р. (берет следующую нотку) : а на этой нотке – загадка.
Она – настоящий художник –
Все раскрасила кругом!
Даже дождик шаловливый
Краску смыть не смог потом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? Все: Осень
М. Р. : Мы сейчас докажем, что Осень – настоящая художница. Давайте нарисуем осеннюю картину. Дети рисуют осенний сюжет.
М. Р. : (незаметно поворачивает листы рисунком вниз, белой стороной вверх) Картину Осени мы нарисовали, но Снежная Королева лишила красок Осень, и наша картина остается нарисованной белым мелом. Для того чтобы исправить эту несправедливость, мы обратимся к музыке настоящего композитора. Вы сами сейчас назовете фамилию этого композитора. Это русский человек, любящий свою родную природу и написавший много музыки о природе в разное время года… (Показывает портрет композитора).
Дети: Это П. И. Чайковский.
М. Р. : Послушайте фрагмент пьесы «Осенняя песня» из сборника «Времена года» П. И. Чайковского и расскажите, какое по настроению это произведение. (Перед началом музыки М. Р. читает строки эпиграфа из стихотворения А. К. Толстого:
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко красные вянущих рябин…
Слушание музыки :
П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
После слушания дети говорят о музыке : грустная, унылая, печальная, жалобная и показывают «цвет настроения». М. Р. закрепляет цветную нотку на магнитной доске.
М. Р. : Читаем задание на следующей ноте:
«Придумайте приглашение Осени».
- Я думаю, это задание для нас очень легкое. Сейчас мы исполним песню, которую вы узнаете по вступлению. Но помните – это приглашение, поэтому спеть нужно выразительно, дружно, доброжелательно, хорошо пропевая слова. (Дети встают на песню, выстраиваясь полукругом).
Пение:
Песня «Осень, в гости приходи» муз. и сл. Н. А. Маслухиной.
М. Р. : Как вы думаете, в какой цвет по настроению окрасится нотка приглашения? Покажите! (Дети показывают цветную полоску, М. Р. закрепляет такого же цвета нотку на нотном стане).
М. Р. : Еще одна белая нота. Прочитаем, что на ней написано:
«Вы в осенний лес пошли, много там грибов нашли.
Грибы, ягоды собрали, а подружку потеряли»
М. Р. : В хороводе мы пойдем, и подружку мы найдем! (Дети встают в круг на игру).
Музыкально-дидактическая игра
на развитие тембрового слуха и музыкальной памяти :
«Узнай по голосу» («Ваня, мы сейчас в лесу…», муз народная
Дети вместе с М. Р. Встают в круг. М. Р. Определяет водящего, который становится в центр круга (в лес) и ладошками прикрывает глаза.
Дети идут по кругу хороводом, проговаривая слова:
«Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя «Ау!»
Крепче глазки закрывай,
Кто позвал тебя – узнай!
М. Р. Показывает на одного из стоящих в кругу детей, и ребёнок, на которого указали, говорит:» Ау!» Водящий должен по голосу определить, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза.
М. Р. : Долго мы в лесу гуляли. Как вы дети? Не устали?
А какое у вас музыкальное настроение? (Дети отвечают, М. Р. закрепляет такого же цвета нотку на нотном стане).
М. Р. : Посмотрим, какую еще подсказку приготовил для нас Ветер-Ветерок (читает на ноте) :
Берите инструменты вы скорей,
Порадуйте игрою всех друзей. (Дети берут муз. инструменты: ложки, бубенцы, становятся парами по кругу на исполнение весёлого оркестра.
игра на детских музыкальных инструментах :
М. Р. : Спасибо вам, музыканты, спасибо за удаль и задор молодецкий. Покажите нам цвет настроения музыки и своего музыкального ощущения. (Дети отвечают). Вот и еще одна цветная нота появилась (закрепляет ноту соответствующего цвета на доске) и уже много красок у нас в осеннем зале (подходит к столу, где лежат осенние листья, закрытые платком, и снимает платок). Посмотрите, ребята, разными красками окрасились и осенние листья. Совершилось волшебство, давайте радоваться и танцевать! (Дети берут осенние листья для танца).
4.
М. Р. : Дети, у нас еще осталась белая нота, нам нужно не спешить и прислушаться к совету мудрого Ветра-Ветерка (читает на ноте) :
«Закружится пусть листопад,
Листья в танце пусть летят!
Танцевальное творчество. Танец с осенними листьями :
М. Р. : Мне очень понравилось! Поднимите листочки цвета музыкального настроения. Вот и нет у нас больше белых нот (закрепляет цветную ноту на нотном стане).
5.
М. Р. : Музыка помогла нам найти цвета для осенней мелодии. Но, чтобы сыграть и пропеть полностью мелодию Осени не хватает одной очень важной ноты – это нота с цветом вашего настроения от нашего занятия. Поднимите вверх листики, подняли вверх листья, покачали ими над головой) М. Р. закрепляет последнюю ноту). Дети опустили руки.
М. Р. Вот она – разноцветная мелодия Осени! Послушайте, что у нас получилось:
М. Р. играет и поет на «ля» мелодию, составленную из цветных нот.
(Мелодия в виде до-мажорного звукоряда – 8 основных нот,
ритм в зависимости от количества нот по цвету.
В это время воспитатель незаметно переворачивает листы с рисунками.
Мы освободили Осень от колдовства Снежной Королевы, разноцветная по настроению музыка Осени зазвучала вновь! (Показывает на рисунки детей).
И пусть шурша осенним листопадом,
Заходит осень в каждый дом,
Деревьям золотит наряды,
Тропинки моросит дождем. (На экране – слайды с цветными осенними картинами).
Мы разноцветью Осени все рады –
Цветная Осень нам за труды награда!
6.
М. Р. : Наше занятие завершается. Дайте руки друг другу, собираемся в кружок.
Подведем итог нашему занятию. Поднимите правую руку те, кому занятие понравилось, поднимите левую руку те, кто доволен собой, похлопайте себе за старание и музыкальное творчество (дети анализируют свою деятельность на занятии, выполняя просьбы М. Р.).
М. Р. : Теперь нам улыбнуться нужно,
Взмахнуть всем на прощание,
И спеть всем вместе дружно:
(поет) До свидания!
Дети (поют) : До свидания!
Звучит музыка, дети уходят.